Пчеловодство

Конструктивные и функциональные возможности апилифта


Пасечная тележка апилифт — устройство, которое используется пчеловодами для поднятия и транспортировки ульев. Пчелиные дома довольно тяжелые, и поднять их, а тем более перенести без подъемника довольно сложно и даже невозможно.

Конечно, такой подъемник можно и приобрести, но цена его довольно высокая, потому далеко не каждый пасечник может себе позволить подобное приобретение. Ввиду этого апилифт своими руками становится весьма полезным изделием.

Особенности конструкции апилифта

Подъемник с виду имеет несложную конструкцию. Но, несмотря на простой принцип работы, в апилифт входит большое количество деталей, которые очень мелкие, именно они ответственны за устройство. Раньше не каждый пасечник мог себе позволить приобрести такой подъемник. Сейчас после его усовершенствован ия, дополнения пчеловодство не может представить себя без этого устройства.

Обычная тележка для улья, которую часто используют пчеловод, представляет собою металлическую конструкцию, со специальной частью для захвата и колес, которые помогают передвигать ее. Часть, которая удерживается, оснащена болтовыми зажимами, так улей надежно защищен от падения. Все они поддаются регулировки, поэтому можно использовать для ульев разного размера. Обязательно каждый апилифт имеет специальный подъемный механизм – блоки, ручка-рычаг, устройство-фикса тор.

Принципы работы апилифта

  1. Боковые зажимы необходимо сдвинуть к средине, для этого используется специальное устройство.
  2. После фиксации нужного расстояния, их можно хорошо зажать и таким способом удерживать улей (улей своими руками чертежи).
  3. В каждом устройстве есть рычаг, с помощью его можно сдвинуть зажимы сбоку.

Основными деталями устройства

Конструктивный элемент Технология изготовления
Рама
  1. Имеет четыре поперечины.
  2. Верхнюю поперечину необходимо приварить посредине к бокам стойки.
  3. Затем внизу проделывается специальное отверстие, к нему крепятся кронштейны колес.
  4. Закрепить ролик, в котором есть подшипник, он будет функционировать, как подъемный блок.
  5. Приделать трос.
  6. Создание катушки, она нужна для наматывания троса, когда поднимается каретка.
  7. Прикрепить на катушку рычаг и рукоятку.
Колеса
  1. Сварить две трубы – это будет кронштейн.
  2. Прикрепить колеса к кронштейну.
  3. Чтобы колеса можно было прикрепить к раме, нужно изготовить специальные пластины.
Каретка
  1. Имеет в своем составе большое количество разных элементов.
  2. На поперечине предусмотреть специальный зажим, с помощью которого можно захватить улей.
  3. В центральной части поперечины, которая находится снизу, необходимо приварить специальный блок, он предназначен для троса.
  4. Каретка будет за счет подшипников двигаться рамой.
  5. Внизу каретки для того чтобы вставлялась подъемная вилка необходимо приварить небольшую часть трубы.
  6. Регулировать каретку нужно с помощью тяги и рычага.

Каким должен быть апилифт

Правильно изготовленная тачка для перемещения пчелиных домиков сможет передвигать улики размером от 340 до 1100 мм в высоту и массой до 120 кг. Механизм для поднятия, делают любой: механический или ручной, но для облегчения работы, большинство пчеловодов предпочитают делать тележку своими руками с автоматическим приводом.

Апилифт – фото с размерами

Уже несколько раз я получал на электронную почту письма с просьбой опубликовать чертежи апилифта или подробные фотографии. Имеют люди желание изготовить апилифт своими руками, говорят, уже и материал закупили, и в общих чертах представляют, что к чему, а вот детализации не хватает.

Чертежами я когда-то в училище зарабатывал себе деньги на авиабилеты Самарканд-Москва и обратно, чтобы слетать в отпуск. А сейчас мне их рисовать просто лень, муторное это дело и скучное…

Поехал специально в деревню, разобрал свою тележку, полдня фотографировал ее с разных сторон и снимал размеры. А теперь попытаюсь описать как все устроено, надеюсь, будет понятно. Внизу статьи еще небольшой видеоролик, где я пробовал объяснить работу некоторых частей.

Итак, вот апилифт в сборе, с боковыми зажимами и вилкой для подъема улья под днище.

Дальше я снял зажимы, вилку, подвижную каретку, одно колесо с кронштейном, чтобы показать их устройство в отдельности.Конструктивно я разделил лифт на раму, подъемную каретку и кронштейны с колесами.Боковые стойки рамы изготовлены из профильной квадратной трубы 40х20 мм.

Читайте также:  Принципы производства вощины своими руками

С внешней стороны стоек вдоль всей длины сделан пропил шириной 20 мм, в котором перемещаются оси подшипников каретки.

Вверху каждой стойки вкручены болты М6, их головки не позволяют верхнему подшипнику каретки выйти за пределы стойки. На расстоянии 20 см от верхнего края стоек приварены ручки для удержания тележки с резиновыми рукоятками.

Рама имеет 4 поперечины.

Верхняя – из трубы 40х20 мм, приварена вертикально, посередине боковых стоек. Нижняя – тоже из трубы 40х20 мм, приварена плашмя к торцам боковых стоек. Две оставшиеся поперечины из трубы 30х20 мм, приварены заподлицо с тыльной стороной боковых стоек.

В третьей поперечине для крепления кронштейнов колес просверлены сквозные отверстия под болты М8.

На верхней поперечине с лицевой стороны жестко закреплен ролик с подшипником. Это подъемный блок. В канавке ролика перемещается трос диаметром 3мм. На таком же расстоянии от левой стойки пластинкой с болтами закреплен верхний свободный конец троса.

По краю блока приварен полукруглый бортик, он не дает тросу спадать с ролика. Маркировка подшипника видна на фотографии.

С лицевой стороны второй поперечины есть катушка для наматывания троса при подъеме каретки апилифта.

Высота катушки – 35 мм.

Ось катушки установлена в подшипнике. С тыльной стороны к ней приварен рычаг с деревянной рукояткой. Рукоятка свободно вращается на своей оси.

На поперечине, возле катушки приварены два куска 8 мм прута в качестве стопоров.

Рукоять подъемника тросиком связана с подпружиненным металлическим язычком.

В свободном состоянии пружина опускает язычок вниз, и он упирается в один из стопоров. Это своего рода предохранитель от произвольного опускания каретки с грузом.

Вообще хватает в апилифте мелких деталей. Не знаю, как вы будете все это делать своими руками… Едем дальше.

«Чертеж» колеса с кронштейном.

Ось колеса на подшипнике, с внутренней стороны ось приварена к квадратной трубе.

С внешней стороны ось зафиксирована гайкой.

Внешний диаметр колеса с шиной примерно 380 мм.

Кронштейн колеса – две трубы, сваренные между собой под прямым углом.

На концах труб – пластины для крепления к раме.

В местах крепления верхнюю поперечину болты проходят насквозь.

В нижней поперечине болт вставляется изнутри трубы.

Выдвигая колеса из кронштейнов, можно регулировать угол наклона апилифта к земле и длину опорного рычага.

Подъемная часть – каретка.

Это основной механизм, и деталей здесь больше всего. В основном, корпус сварен из труб 30х20 мм, только внизу две поперечины 30х30мм, внутрь которых входят боковые зажимы для схватывания улья. По центру нижней поперечины каретки приварен блок для троса, аналогичный тому, что на раме.

Каретка передвигается по раме на четырех подшипниках.

Кронштейны подшипников выполнены из 3 мм шины. Подшипники свободно входят в трубы боковых стоек рамы апилифта и перемещаются в них с небольшими зазорами.

В нижней части каретки приварены куски профильной трубы, в которые вставляются элементы подъемной вилки.

Шарниры, удерживающие боковые зажимы имеют вот такой вид.

Когда тяга наклоняет шарнир, квадрат перекашивается, «схватывает» вставленную в него трубу бокового зажима и тянет ее.

Угол наклона шарнира регулируется подпружиненным болтом. Чем сильнее наклонен шарнир, тем больше будет усилие сжатия боковых зажимов.

Сами боковые зажимы выглядят вот так.

Удерживающие «лапы» приварены к трубе не под прямым углом, а с небольшим наклоном в направлении удержания. Изнутри на «лапах» сделаны канавки для придания поверхности ребристой структуры – чтобы надежнее удерживать груз.

Боковые зажимы свободно вставляются через удерживающие шарниры в направляющие трубы.

При работе с ульями боковые зажимы вплотную подводятся к стенке улья, и приводится в действие сжимающий механизм.

Чтобы брать улей под днище, в каретку вставляются детали вилки и фиксируются болтами.

Сжимающий механизм каретки приводится в действие рычагом с тягой. Длина тяги может регулироваться разъемным резьбовым соединением.

Вот и все чертежи. Как видите, деталей достаточно много, некоторые требуют высокой точности обработки, например, втулки подшипников. Мне кажется, изготовить апилифт своими руками будет не просто. Нужен материал, инструмент, приспособления.

Читайте также:  Особенности конструкции японского улья и технология работы с ним

Я свой подъемник не изготавливал, я его купил. Мастер, у которого покупал, знает свое дело – это видно по качеству изделия, по тому, как все обработано, подогнано и собрано. Видно, что у него производство уже налажено, поставлено на поток. О том, где покупал, как доставлял и сколько заплатил, я уже писал здесь. Цена, кстати, на тот момент была ниже, чем у других производителей.

Понимаю, что не каждый может позволить себе купить такую тележку – дорого. Поэтому, если мои фотографии кому-то помогут – буду рад. Возникнут вопросы – пишите.

Самостоятельное изготовление апилифта

Изучив чертежи и фото процесса, можно попробовать сделать такую конструкцию самому. Для этого нужно заготовить металл, необходимые крепления (болты, гайки), пружины, колеса, трос и сварочный аппарат для скрепления всего этого.

Изначально делают раму, а именно ее боковые стойки, скрепляя трубы профилем 40 х 20 мм. На внешней стороне труб делают 20-миллиметровый пропил, чтобы обеспечить движение оси подшипников, после чего сверху в стойки вставляют болты для предотвращения потери подшипников. Верхняя часть стоек скрепляется с ручками, как в любой садовой тележке.

Раму подъемника делают из четырех поперечин, верхнюю из которых приваривают посередине боковых стоек, нижнюю — к их торцам, а остальные — к задней части стоек. На нижней поперечине нужно установить кронштейны колес, поэтому там предварительно делают отверстие. Верхняя же поперечина имеет ролик с подшипником для подъема грузов. На вторую поперечину закрепляют катушку с тросом, рычаг и рукоятку.

Каретка — главная часть апилифта, ее сделать сложнее всего. На поперечины устанавливают боковые зажимы, а на самой нижней поперечине крепится блок для троса. Подробнее с процессом установки каретки рекомендуется ознакомиться на видео или фото, чтобы визуально понимать, как закрепляется механизм.

На сегодня существует много идей, как сделать подъемник для пчел, ведь это востребованное приобретение и очень дорогое. Одним из наиболее удачных и практичных решений является чертеж Сидорова, фото которого можно найти в Сети. Следуя указанным в нем размерам и деталям, можно собрать довольно удачный комплект, который будет служить многие годы. Конечно, как и на любом апилифте, со временем зажимы могут ослабиться, но такая конструкция прослужит долгие годы и уж точно спасет позвоночник от многих проблем при переносе ульев.

Этапы сборки конструкции

Изготовление подъемника для ульев своими руками проводится в определенной последовательности:

  • сборка рамы с катушкой;
  • конструирование подъемного механизма;
  • сооружение каретки.

Сбор рамы

Длина рамы в готовом состоянии равна 157 см, а ширина — 37 см. По этим размерам производится сварка квадратных труб в раму. К ней так же встык привариваются четыре балки, расположенные перпендикулярно. Балка, находящаяся внизу, прикрепляется к боковинам плашмя. Поперечные балки сверху и снизу должны соответствовать размеру труб рамы. Для двух балок, расположенных посередине, используется труба меньшего размера (3х2 см). Расстояние от верхней балки до второй перекладины должно составлять 50 см. Третья балка располагается на расстоянии в 38 см от самой нижней перекладины.

Для перемещения подшипника, по длине рамных стоек с внешней стороны необходимо сделать пропил размером в 2 см. Чтобы подшипник не вылетал из канавки, по краям пропила закрепляются болты М6. На балке, идущей третьей сверху, с двух боковых сторон высверливается по одному отверстию под болты М8, в дальнейшем здесь будут закреплены кронштейны колес. С отступом в 20 см от верхней балки, к боковым трубкам приваривают ручки.

Сбор подъемного механизма, катушки и колес

На верхнюю поперечную балку с лицевой стороны закрепляется подшипник, с отступом в 13 см от правого края рамы. Подшипник должен иметь диаметр в 4 см и фиксатор, предотвращающий выпадение троса. Он будет выступать блоком, поднимающим груз. В роликовую канавку вставляется трос из стали с размером в 3 мм. Трос верхним свободным концом закрепляется болтами на левой боковине с тем же отступом в 13 см.

Ко второй сверху перекладине прикрепляется катушка с отступом от правого ребра рамы в 12 см. Она должна иметь следующие размеры: 3,4 см в высоту, 5 см во внешнем диаметре, 3 см во внутреннем диаметре. Катушка будет наматывать на себя трос во время подъема каретки. В подшипник крепится ось для катушки. К другой стороне балки приваривается рычаг с размером в 20 см. Он должен иметь рукоятку, которая свободно крутится по своей оси. К перекладине с катушкой и рычагом, в верхней и нижней части, привариваются металлические стопоры.

Читайте также:  Пчелиная семья – состав и обязанности

Рукоятка рычага присоединяется к металлическому язычку и пружине при помощи троса. Язычок предотвращает случайный спуск нагруженной каретки. В состоянии покоя язычок прижимается пружиной к стопору.

Подходящие тележке колеса имеют внешний диаметр в 38 см. Квадратная труба с размерами 2,5х2,5 см используется для изготовления кронштейнов, на которых будут крепиться колесные оси. Для внешней фиксации осей применяются гайки. Стальные пластины прямоугольной формы с размерами 11Х2,5 см закрепляют кронштейны на раме. В общем виде кронштейн составляют две сваренные перпендикулярно трубы размерами в 30 и 23 см, которые соединяются с рамой при помощи сквозных болтов М8. Тележку можно склонять к земле под различными углами, благодаря выдвигающимся из кронштейнов колесам.

Сбор вилки и каретки

Каретка является самым сложным элементом в конструкции апилифта. Сначала собирается каркас для каретки, его габариты 72х38 см. В качестве материала используется труба 3х2 см в диаметре. Две перекладины в нижней части изготавливаются из трубы диаметром 3х3 см, в них будут располагаться боковые фиксаторы для захвата корпуса улья. Зажимы крепятся на шарниры. Действующая тяга наклоняет шарнир, квадрат, который тянет трубку от бокового зажима, перекашивается. Болт с пружиной регулирует степень наклона шарниров, от которой зависит интенсивность сжатия зажимов.

Для зажимов используются трубы диаметром 2,5х2,5 см и длиной 46 см. Трубы в 9 см длиной, привариваются под прямым углом на внешние края зажимов. На них закрепляются зажимные «лапы» в 14 см длиной. Для лучшего сцепления с грузом, внутренняя сторона лап должна быть ребристой. Подготовленные зажимы без труда входят в кареточные трубы с большим диаметром.

Блок для троса приваривается по центру нижней перекладины каретки. Каретка перемещается по раме при помощи четырех подшипников, которые были вмонтированы в боковые стойки подъемника.

Устройство дает возможность поднимать улей за дно. С этой целью к нижней части каретки, с боков, прикрепляются трубки в 9 см длиной и 2,5х2,5 см диаметром. В них монтируются вилки для подъема груза, которые закрепляются болтами М6. Для изготовления вилков используются трубки 49 см длиной. Рычаг с тягой запускает процесс сжимания механизма каретки.

Чертеж для изготовления каретки подъемника

Подъемник содержит множество мелких элементов, которые сложно собрать без наглядного примера и точных расчетов. Чтобы создать правильно функционирующую каретку, можно воспользоваться чертежом из интернета.

В остальном тележка имеет довольно простую конструкцию и легка в управлении. Благодаря своей функциональность, она высоко ценится среди пчеловодов и может быть использована на любой пасеке для перевозки.

Если правильно сделать ручной апилифт, то он способен не только облегчить работу с ульями, но и помогает избежать высокой нагрузки на спину, которая может привести к заболеваниям. При отсутствии достаточных навыков владения инструментами, всегда можно приобрести заводскую модель тележки.

Покупные тележки для ульев

На российском рынке представлены различные виды апилифтов, среди которых можно выделить несколько марок.

Тележка-подъемник «Пчелка-2» имеет шестеренчатую лебедку с тремя позициями. Используется для транспортировки ульев, выполнения операций по поиску и замене матки, чистки или замены доньев, лечения и подкормки пчел. Каркас апилифта собран из прочной стали с порошковым покрытием. Модель оснащена пневматическими колесами для плавного движения, может поднимать до 120 кг на высоту в 1,5 м. В комплекте присутствуют съемные вилы. Устройство можно приобрести за 9490 р.

Апилифт «Пчелтех» снабжен качественным механизмом для подъема грузов, корпус собран из крепкой стали с защитным порошковым покрытием. Устройство может поднимать до 150 кг веса на высоту в 1,3 м. Вес конструкции составляет 23 кг. Приобрести модель можно по цене от 10570 р.

Оцените статью
[Total: 0 Average: 0]

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 + 15 =