Любимые Антоновские яблочки

Содержание

Любимые Антоновские яблочки

Медоносы – Любимые Антоновские яблочки

Любимые Антоновские яблочки – Медоносы

Сегодня в век информационных технологий очень быстро меняется мода, стиль и образ жизни, предпочтения и вкусы, но есть вещи которые никогда не стареют и не выходят из моды. К этой категории следуют отнести не надоедающий и незабываемый вкус антоновских яблок, так хорошо знакомый нам с детства. Этот сорт хорошо известен с XX века, именно в то время он пользовался особой популярностью.

Принято считать, что этот сорт получил свое происхождение из Курской и Тульской губерний. Благодаря помощи и содействию народных селекционеров, он распространился по всему миру. И на данный момент яблоки Антоновка лидируют по многим характеристикам в центральной части нашей страны, на территории Поволжья, в Белоруссии и на Украине.

Несмотря на тот факт, что появляется все больше улучшенных зимних сортов, Антоновка обыкновенная занимает одно из первых мест среди «передовиков» товарной продукции на большей территории нашей Родины.

Описание характеристик яблок Антоновка

Деревья

При условии детального рассмотрения и описания сорта Антоновка обыкновенная, стоит отметить, что эти яблони считаются сильнорослыми и вырастают до крупных размеров. Крона овальной или сферической формы, которая со временем принимает вид шара (см. фото). Побеги и ветви дерева коричневого цвета, не прямые и растут вверх. В разрезе побеги имеют граненную форму. В процессе роста побеги, превращаясь в полноценные ветви, могут разветвляться.

Яблони начинают приносить плоды после 3 или 4 лет. Но иногда на отдельных деревьях плоды начинают появляться и после 2 лет с момента посадки.

Форма овальная и имеет яйцевидную форму. При описании листьев, следует отметить, что их основания круглые, по краям зазубрены и имеют сморщенную поверхность. Цвет листьев зеленый. По расположению листья находятся под углом в 90 градусов к веткам. Черешки короткие, но прилистники довольно крупные, как видно на представленных фото.

Цветки у Антоновки довольно крупные розоватого оттенка и по форме выглядят как блюдце. Лепестки цветов продолговатые и близко прилегают друг к дружке. На данный момент очень пользуются популярностью Антоновка репчатая, Антоновка серая и белая, Антоновка-каменичка и т.д. Все эти разновидности яблонь очень схожи по своим характеристикам со своим предшественником, но однако же, имеют отличия.

Для сравнения, яблоня Антоновка десертная по многим показателям очень похожа на обыкновенную, но по вкусовым характеристикам и по умениям сберегать собственные отличительные черты намного лучше своего предка. Или, для примера, Антоновка золотая, яблочки которой мягче, слаще и принадлежит к летним. Таким образом при поиске вам нужного сорта (яблони Антоновка обыкновенная), вам необходимо знать все вышеперечисленные отличительные признаки.

Плоды

Антоновские яблоки среднего или чуть больше среднего размера.

При детальном описании формы плодов следует отметить, что она очень напоминает форму шара, но слегка уплощенную. Очень заметны на поверхности плодов ребра, которые проходят по всей длине, а особенно, более всего расположены ближе к краям блюдца.

Яблоки гладкие, но в углублении воронки, а иногда и за ее пределами, поверхность слегка ржавая и немного похожа на пробку. Плодоножки разные в основном короткие и утолщенные. У плодов, растущих с краю, они довольно тонкие, но заметны из довольно глубокой воронки. Чашечка закрытая, а подчашечная трубка короткая, но обладает перевернуто-канонической формой (см. фото).

Что необходимо отметить при описании окраски, так это то, что в момент сбора урожая яблоки должны иметь желто-зеленоватый оттенок, а в течение хранения приобретают полностью желто-золотой цвет. Плоды обладают небольшим слабовыраженным румянцем. Это происходит, если не хватает воды при росте саженцев или при залужении.

Мякоть плодов обладает желтоватой окраской, сочная, кисло-сладкая. Однако отличие от других сортов-родственников (Антоновка золотая и др.), состоит в том, что содержание кислоты в этих плодах слегка увеличено, однако вкусовые характеристики оный сорт выдвигают на первые места среди конкурентов.

Химический состав яблок сорта Антоновка обыкновенная:

  • 9,22% сахара;
  • 1% титруемых кислот;
  • 41 мг/100 г дубильных веществ;
  • 17 мг/100 г аскорбиновой кислоты;
  • 14% (сух. вес) пектиновых веществ;
  • 327 мг/100 г Р-активных веществ.

Антоновские яблоки входят в ряды осенних и раннезимних сортов. Если плоды росли на юге, то сбора урожая рекомендуется производить ближе к зиме, если же сады яблонь располагались на севере, то этот сорт можно отнести к позднеосенним. Поэтому плоды собирают во второй половине сентября.

Плоды хранятся в среднем около 90 дней, но если они обработаны антиоксидантами, то срок хранения продлевается еще на 30 дней.

Описание достоинств и недостатков яблок Антоновка обыкновенная

Как говорилось ранее, Антоновка — пользующийся особой популярностью сорт, и на это есть свои причины, которые раскрываются при его подробном описании.

  1. Деревья наделены высокой приспособленностью к изменениям экологии.
  2. Ежегодное приношение большого количества плодов.
  3. Хорошая способность долго сохранять товарный вид.
  4. Употребляется в свежайшем виде с целью сохранение полезных свойств, а также широко используются в выпечке, при изготовлении варенья и джема, компотов, салатов и закусок.
  5. Плоды этого сорта названы одними из самых первоклассных природных антиоксидантов, поэтому широко используются в лечении и профилактики вирусных и инфекционных болезней.
  6. Антоновка устойчива к различным болезням. Однако во время эпифитотий, риск заражения деревьев мучнистой росой возрастает до средних показателей.
  7. На основании сорта были созданы более стойкие к холодам (как и Антоновки золотой) и к парше сорта яблок, на данный момент число которых превышает 25.

Однако существуют и слабые стороны сорта.

  1. Небольшой срок годности, особенно на юге.
  2. Сокращение периодичности приношения плодов.

Однако несмотря на недостатки, все же антоновские яблоки всегда ценились среди как садоводов, так и среди простого населения. И на это повлиял не только прекрасный вкус яблочек и их многие полезные особенности, но и наличие того факта, что на основании Антоновки были выведены другие очень популярные и вкусные сорта, фото которых представлены выше. Поэтому его популярность и признание среди населения являются оправданными!

Сочинение Антоновские яблоки Бунина рассуждение по рассказу

В произведении Бунина повествуется о человеке, который чувствуя запах яблок, вспоминает о своём родном селе. В его родных Выселках люди жили богато и ни на что не жаловались, ведь всего было в достатке. Вообще жителя этой деревни можно было приравнять к среднему помещику. Там жила его бабушка, женщина, чей дом славился своей соломенной крышей, хорошим яблочным садом, и липовым цветом в доме. Там же жил его шурин охотник, любящий охотиться в компании и отдыхать в своём охотничьем домике.

Всё это он вспоминает при встрече с рабочим, везущим в телеге яблоки, позже он договаривается со сторожем сада с яблоками, дабы ему можно было там прогуляться. Гуляя там он и вспоминает своё село, вернее то каким оно было раньше.

Спустя время село начало беднеть, бабушка главного героя умерла, охотник застрелился. Село начало приходить в упадок, вследствие чего начали появляться мелкие помещики, однако он не был расстроен этим фактом, напротив, он был в какой – то степени даже рад новым лицам. С соседями всегда было о чём поговорить, можно было попить чая на веранде, обсуждая свежие сплетни и так далее.

Основная мысль произведения, это суждение о том, что всё что ни делается, делается к лучшему. Прибытие мелких помещиков является свежим глотком воздуха для деревни, а её упадок хорошей мотивацией для её развития. Смерть близких людей главного героя произведения является ничем иным как отпущением старого, и встреча нового. Если бы они не умерли до приезда помещиков, то, возможно, могли начаться конфликты на территориальной почве.

Произведением автор учит нас постоянному позитивному настрою, что, несомненно, является редкостью в повествовательных литературных работах. Оно заставляет нас идти навстречу новому с улыбкой на лице, как бы говоря нам, что всё плохое, это просто замаскированное хорошее, старайтесь видеть в плохом только хорошее. Именно эту мысль, по моему мнению, пытается привить нам автор через своё произведение под названием “Антоновские яблоки”

Вариант 2

Творчество И. Бунина неразрывно связано с жизнью и бытом русского народа.

Ностальгическими нотками пронизано его произведение «Антоновские яблоки», в котором со щемящей сердце грустью пишет об исчезающем дворянстве, об уходящих в прошлое зажиточных русских деревнях.

Бунин мастерски передаёт всю прелесть окружающей природы, красоту осеннего сада, где жители деревни собирают богатый урожай антоновских яблок.

Автор начинает своё повествование с воспоминаний о прошлой жизни, чередуя различные события.

Сначала он вспоминает о том, как мужики грузят яблоками телеги, собираясь ночью отвезти их в город. Именно ночью, чтобы любоваться красотой ясного звёздного неба, чувствовать глубокий аромат ночной свежести, напоённой благоуханием спелых яблок.

Вслед за этим в его воспоминаниях возникает деревня Выселки, славившаяся своими долгожителями, что считалось признаком большого достатка.

Старинные дома отличались прочностью и порядком, все дворовые постройки были крепкими и прочными.

Яркие воспоминания в душе рассказчика сохранились об усадьбе тетки Анны Герасимовны.

В богатом дворянском доме, заставленном дорогой мебелью, чистота и покой, а по всему дому разливается все тот же аромат яблок.

Воспоминания автора плавно перетекают в забаву угасающего дворянства – это охота.

Заканчивались осенние уборочные работы, все хозяйство приводилось в порядок, и помещики страстно отдавались охоте.

Но вот уже из дворянских имений уходит яблочный дух. В Выселках уже нет долгожителей, нет в живых и тетки, и Арсения Семеновича больше нет, и нет уже богатого дворянства, наступила пора мелких помещиков, бедных до крайности.

И эта бедная жизнь все так же приводит автора в восторг, и он снова с упоением описывает природу, которая во все времена остается неизменно прекрасной.

В рассказе Бунина затронута тема увядания дворянских поместий в ассоциации с описанием перемен времён года. Как в природе после периода расцвета наступает пора угасания, так и в жизни России происходят перемены. Меняются сословия, меняются люди.

Трогательным и лирическим рассказом «Антоновские яблоки» выразил всю свою любовь и привязанность к Родине.

Также читают:

Картинка к сочинению Антоновские яблоки Бунина рассуждение по рассказу

Популярные сегодня темы

Много русских художников посвятили всё своё творчество изображению красивых пейзажей, которые продолжают радовать ценителей и до сих пор. В круг таких художников входит Василий Бакшеев

А.П. Гайдар, размышляя о написании литературной работы «Чук и Гек», желал показать понятное и легкое для всех повествование. Для того чтобы старшее и молодое поколение увлеклись историей «Чука и Гека»

Роман «Чума» является одним из наиболее известнейших произведений французского писателя и философа-экзистенциалиста, лауреата нобелевской премии по литературе Альбера Камю.

Любовь к ближнему можно назвать признанной добродетелью. Она довольно часто поощряется как моралью, так и религией – и, безусловно, является правильным подходом.

Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт и писатель. За всю свою жизнь он написал множество великолепных произведений. Самое известное это «Евгений Онегин».

Патриотические яблоки

30.09.2011 | Калашникова Елена , Фролова Наталья | № 31 (216) от 26 сентября 2011 года

Обыкновенное чудо. Этот год — урожайный на яблоки. Многие сорта уже сезон завершили. Зато для антоновки сбор урожая только сейчас и начинается — в конце сентября. Как «беспородная» яблоня стала царицей русского сада — выяснял The New Times

В «Овощах-фруктах» антоновку теперь трудно разглядеть среди обилия заморских фруктов. Да и та, что продается, совсем не похожа на настоящую, с ее необыкновенным духом, в меру кислым, в меру сладким вкусом, ту, что из обычного стакана чая делает настоящий деликатес. Заварка, кипяток, сахар и несколько кусочков антоновки — дышите глубже и наслаждайтесь!

Откуда она взялась такая — невзрачная, без капли румянца, с пробковым рваным воротничком у ножки и светлыми пупырышками, словно обесцвеченные родинки? Никто толком не знает. Ученые-помологи (от франц. pomme — яблоко) склоняются к версии, что кто-то скрестил одну из садовых яблонь с яблоней лесной, или дикой (по лат. Malus sylvestris), которая растет в изобилии на юге России, особенно в Белгороде и Курске. По-научному это называется «народная селекция». Некоторые даже предполагают, что неизвестного селекционера звали Антон, от него и название, но это уже народная этимология. Другие говорят, что вывели новый сорт, скорее всего, в деревне Антоново Курской губернии, но таких деревень там несколько. Несмотря на отсутствие точной информации, Курск все же решил присвоить себе звание родины лучшего русского яблока. И чтобы никто не сомневался, в городе даже поставили ему памятник — громадную антоновку из медного листа (творение вездесущего скульптора Вячеслава Клыкова). А вот маленькие антоновки, сделанные из чистого золота, там ежегодно вручают лауреатам общественного конкурса «Человек года». Но разве золото и медь заменят настоящую антоновку?

В канун Покрова /…/ самая большая радость: мочат антоновку. В столовую, на паркет /…/ втаскивают огромный рогожный тюк с выпирающей из него соломой, и сразу слышно, как сладко запахло яблоками. Ляжешь на тюк — и дышишь: яблочными садами пахнет, деревней, волей. /…/ И вот пучится из тюка солома, кругло в ней что-то золотится… и катится по паркету яблоко, большое, золотое, цвета подсолнечного масла. /…/ Вытираем каждое яблоко холстинным полотенцем, оглядываем, поминки нет ли, родимые ямки-завитушки заливаем топленым воском. Тут же стоят кадушки, свежие — белые, из липки. Овсяная солома, парная, душистая, укладывается на дно кадушки, на нее — чтобы бочками не касались — кладутся золотистые антоновки, и опять по рядку, солома, и опять яблоки /…/ и все заливается теплой водой на солоде. /…/ Многие дни теперь будут ходить по дому яблочные духи. И с какой же радостью я найду закатившееся под шкаф, ставшее духовитее и слаще антоновское «счастье»!

Жители Курска уверяют, что именно их антоновка доставлялась ко двору Екатерины II. Крупный русский помолог Адам Гребницкий в своем труде «Атлас плодов», опубликованном в начале прошлого века, признает: «…разводится же она (антоновка) с очень давних времен, и все помологи, описывавшие ее, признают за сорт русского происхождения». Но что удивительно, в самой первой классификации русских сортов яблони, составленной первым же русским помологом и агрономом Андреем Тимофеевичем Болотовым (1738–1833) в начале правления Екатерины II, описано 560 сортов. И ни слова об антоновке. Впрочем, в статье «О яблоках», опубликованной в «Экономическом магазине» в 1780 году, сам Болотов, проживший 95 лет, признает, что порой одно и то же яблоко в народе имеет разные названия: «Нередко случалось, что не мог я в том найти никакого толка, ибо один называет так, другой иначе, третий еще отменно, и всякий спорит, что он, а не другой, имеет в том справедливость…» Кто знает, может, гордость отечественного садоводства и называлась-то тогда по-другому. Так или иначе, первое официальное описание антоновки датируется лишь 1848 годом, когда она появилась в «Правилах плодоводства в открытом грунте, оранжереях и теплицах и т. д.» московского практика-садовода Николая Красноглазова.


Всем хороша

Этот помологический детектив, наверное, так и останется неразгаданным. Да и столь ли это важно сейчас, когда антоновка расселилась по 57 областям, краям и автономным республикам России и стала бабушкой целого семейства. От антоновки обыкновенной, общепризнанного эталона этого сорта, уже народилось не меньше двадцати видов, объединенных общей характеристикой: гармоничный сладковато-кислый вкус с нотками кваса, мякоть плотной консистенции и своеобразный пряный «антоновский букет». Сюда же относятся и зеленовато-желтая окраска кожицы, неприхотливость в выращивании и высокая урожайность. Куряне, например, уверяют, что во второй половине позапрошлого века в их родном городе с одного дерева порой снимали 27 пудов (то есть почти полтонны) яблок. Еще одно важное свойство — зимостойкость. Деревья выдерживают чуть ли не 40-градусный мороз.

В 1880-е годы сорт добрался до Сибири и тоже там прижился — урожайность, правда, поменьше. И вообще эти яблони предпочитают умеренные широты. Они, конечно, растут и южнее, и быстрее там дают урожай* * Например, с антоновки, посаженной в Тунисе, можно снимать яблоки уже в середине июля. , но чем севернее она растет, тем вкуснее, полезнее и, конечно, ароматнее плод. И тем дольше хранится.

Современным дачникам, если дом не зимний, спрятать урожай негде — разве что на балконе или на газете под диваном. А вот раньше антоновку держали в соломе на чердаках и в погребах, где она сохраняла свежесть даже до марта, а главное, наполняла благоуханием простые деревенские дома и старые помещичьи усадьбы.

Говорят, что в каждой стране есть свои яблоки. Такими своими, любимыми на русской земле, хочется верить, навсегда стали антоновские яблоки. Они — символ жизни, достатка в доме. Для крестьян «деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился», пишет в своем знаменитом рассказе «Антоновские яблоки» Иван Бунин. И вспоминает тут же пословицу: «Ядреная антоновка — к веселому году».

Но и в барском доме, как войдешь, ностальгирует Бунин, «прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах…» Антоновка — такой же символ русской усадьбы, как охота или беседка в саду. Не случайно закат помещичьих усадеб Бунин связывает с исчезновением из них, словно души из покойника, запаха осенних антоновских яблок. «Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства! Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!»

Исчезли усадьбы, а вместе с ними и приусадебные регулярные парки, которые в России совсем не походили на чопорные западноевропейские. Русский парк традиционно был тесно связан с природой — деревья и кусты отечественных пород, небольшие дубовые и березовые рощицы. И непременно в таком уютном парке был плодовый сад, где за липовыми аллеями — такова традиция — прятались аккуратно нарезанные квадратные участки с плодовыми деревьями. Антоновку помимо Курска очень любили сажать и в Орле, и в Туле. Говорят, и в Ясной Поляне в своем огромном саду Лев Толстой предпочтение отдавал антоновке, особенно когда ее желтые матовые плоды подолгу засиживались на почти уже голых ветках.

Пошла на дело

Но если даже наплевать на романтику, любовь к антоновке имела и чисто практическое значение. Это сейчас дачники набирают от силы несколько пакетов яблок, а остальные сбрасывают в компост и оставляют гнить. Раньше все же большая часть урожая шла в дело: антоновку мочили, сушили, солили, варили и жарили. И во всех этих передрягах она сохраняет неповторимый вкус и аромат. Правильный кулинар всегда отметит в рецепте рядом с ингредиентом «яблоко» — «лучше взять антоновку». От яблочного пирога до фаршированной утки, от повидла до настойки — ей нет равных. Но в старые добрые времена из яблок делали и еще одно лакомство — пастилу. Причем совсем не такую, какую мы покупаем сегодня в магазине.

В оригинальном виде сегодня ее можно попробовать в Коломне, где в начале сентября открылся Музей фабрики пастилы. Здесь утверждают, что эта традиционная русская сладость известна аж с XIV века. В старину крепостные девки двое суток взбивали лопатками яблочное пюре до белопенного состояния, нагнетая таким образом в пастильное тесто воздух. Чтобы проверить готовность, ставили на палец столбиком. Если тесто стоит — не падает, значит, готово для сушки. Но и сушка, как раньше говорили, «постилы» (от слова «стелить», а не от «пасты») — процесс долгий: в не очень горячей печи по несколько часов и не в один заход. Официальное начало производства отсчитывается от 1852 года, когда за дело взялся Карп Фомич Чуприков. Его пастилу поставляли к императорскому двору, возили в Москву и Европу. На промышленной выставке в Санкт-Петербурге в 1868 году «Медовая» завоевала золотую медаль. Особо отметило жюри пастилу «Трезвость», в состав которой входила цедра лимона, мята, отвар хмеля. Нынешним музейщикам с трудом, но удалось восстановить этот рецепт. И не напрасно: «Трезвость» раскупается в мгновение; многие звонят и просят сделать на заказ да побольше — «в лечебных целях».

От похмелья, как известно, хорошо помогают моченые яблоки. Их страсть как любил Пушкин, вспоминает Прасковья Александровна Осипова-Вульф, хозяйка соседнего с Михайловским Тригорского. «Беседуем мы все до поздней ночи — Пушкину и захочется яблок, — написала она в своих рассказах о поэте, — вот и пойдем мы просить Акулину Памфиловну (ключницу. — The New Times): «принеси да принеси моченых яблок», — а та и разворчится. Вот Пушкин раз и говорит ей шутя: «Акулина Памфиловна, полноте, не сердитесь! Завтра же вас произведу в попадьи». И ведь точно произвел — в «Капитанской дочке», чем и обессмертил. Чего не сделаешь ради любимых яблок!

Сочинение на тему: «Антоновские яблоки» Бунина

Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин писал на различные темы современной ему русской жизни: быт русского дворянства и крестьян, судьба уходящего в прошлое дворянского уклада жизни, любовь. Легкая грусть пронизывает творчество Бунина, идущая от несколько идеалистичного восприятия отношений помещиков и крестьян, недостижимого в реальности, но милого сердцу автора. Все его произведения очень сильные, правдивые и красочные в художественном плане.

Мой любимый рассказ Бунина – «Антоновские яблоки». С первых строк его мы переносимся в тихую осеннюю деревеньку, где радуют глаз прекрасные сельские пейзажи, свежий воздух заставляет легкие наполняться до редела, слышится тихий шелест опадающей с деревьев листвы и голоса местных жителей, их песни, скрип телеги, лай собак… Поражает, как сочно описано все это, как живо, что картинка просто оживает в воображении. Сразу увлекают мастерски переданные разговоры мужиков с помещиками, процесс работы. Кажется, будто ты сам оказался там и видишь своими глазами, как в темную прохладную ночь, «когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает длинный обоз», мужики отправляются в город. Затем перед глазами предстают народные пляски у костра. Где-то неподалеку сидят старики-старожилы, вспоминают о делах минувших и уже подзабытых.

В рассказе «Антоновские яблоки», по сути, отсутствует строгий сюжет. Он строится на описаниях и размышлениях. Через весь рассказ пронесена проблема отношений крестьян с барином, особенно ярко она представлена в строчках о тетке Анне Герасимовне. Личная позиция автора, как человека никогда не злоупотреблявшего дворянской властью, достаточно мягкая, он не видит зла в существующем порядке вещей.

Как неотъемлемая часть дворянского уклада жизни перед нами встает охота – описанная ярко, правдоподобно. Автором мастерски передана ее атмосфера: и волнение охотников, и бешеная скачка по полям и лесам, и шумное застолье до утра в какой-нибудь отдаленной усадьбе.

В рассказе «Антоновские яблоки» Бунин передал огромную любовь к Родине, к простой жизни с ее непреходящими ценностями, к природе. И хоть автору больно видеть, как дворянский уклад жизни приходит в упадок, он утверждает, что неважно – зажиточный ты дворянин или мелкопоместный, «обедневший до нищенства». Все равно ты можешь осенью вдыхать прозрачный воздух, пропитанный душистым ароматом яблок и наслаждаться жизнью, которая бесценна и красива.

Еще мне понравился этот рассказ тем, что в нем ярко запечатлён обобщенный образ дореволюционной России. Когда читаешь его, проясняются мысли и ты понимаешь, что красота живет рядом, что любовь к Родине, хоть и скрыта за завесой современных проблем и «модных» переживаний, все же живет и дышит, наполняя жизнь вдохновением.

Роль ключевого образа в создании эмоциональной доминанты повести И. Бунина «Антоновские яблоки» Текст научной статьи по специальности « Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Грунина Людмила Петровна

Рассматривается одно из программных произведений И.А. Бунина в аспекте организации концептуального пространства и анализа его ведущего мотива.

Похожие темы научных работ по литературе, литературоведению и устному народному творчеству , автор научной работы — Грунина Людмила Петровна,

Текст научной работы на тему «Роль ключевого образа в создании эмоциональной доминанты повести И. Бунина «Антоновские яблоки»»

РОЛЬ КЛЮЧЕВОГО ОБРАЗА В СОЗДАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДОМИНАНТЫ ПОВЕСТИ И.БУНИНА «АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ»

Повесть «Антоновские яблоки» была напечатана впервые под заголовком «Картины из книги «Эпитафии». В это время тема прошлого особенно занимает писателя, и он намеревался посвятить ей ещё рассказы.

«Антоновские яблоки» -это одно из первых произведений, где четко проявилось стилевое самосознание писателя. В частности, это выявляется в необычной сюжетной структуре произведения: Бунин впервые сознательно прибегает к построению, основанному не на хронологической последова-

тельности, а на технике ассоциаций, свойственной обычно поэтическому тексту. Особенность произведения проявилась и в том, что писатель дает широкий спектр сравнений (звуковых, вкусовых, обонятельных, осязательных).

Анализ повести «Антоновские яблоки» показал, что основанием данного произведения являются две главные темы: тема прошлого, жизни богатой дворянской усадьбы, и тема настоящего, жизни нищенского мелкопоместного дворянства,

где настоящее понимается как момент авторских воспоминаний, переживаний.

Как отмечает Н. Кучеров-ский, «Автор «Антоновских

яблок» не скрывал как своего пристрастия к «старопомещичьему быту», так и грустного умиления жизнью дичавших в разорении «мелкопоместных». «Ты ведь знаешь. – писал он

В. В. Пащенко, – как я люблю осень! У меня не только пропадает всякая ненависть к крепостному времени, но я даже невольно начинаю поэтизировать его. Хорошо было осенью чувствовать себя именно в деревне, в дедовской усадьбе со старым домом, старым гумном и боль-

шим садом с соломенными валами. Право я желал бы пожить прежним помещиком!» [1,

В «Антоновских яблоках» перед читателем предстают

именно картины, пейзажные зарисовки дворянской сельской жизни, ушедшей в прошлое, которые сменяют одна другую во временной перспективе от прошлого к настоящему. В этот период творчества И.А. Бунин осмысливает дворянское разорение как историческую трагедию России: «распалась связь времен», Россия отброшена в «дикарское состояние первобытности.» [1, С. 57]. В «Антоновских яблоках» историческую трагедию России автор стремится привести в соответствие с вечным природным круговоротом жизни (богатая дворянская жизнь крепостной усадьбы уступает место разорению и мелкопоместным утехам), а также поставить в один ряд со сменой времен года (богатой жизни прошлого соответствует временной отрезок плодородия, сытости и изобилия -конец лета – начало осени, период бабьего лета, а жизни обедневших мелкопоместных -поздняя осень, покров). По наблюдениям А.А. Волкова,

«Осень не случайно является любимым временем года Бунина. Время увядания наиболее подходит к светло-грустным воспоминаниям о безвозвратно ушедшем» [2, С. 66].

Тема настоящего раскрывается автором как момент происходящих событий, воспоминаний о прошлом и сравнения прошлого и настоящего. Прошлое показано через воспоминания лирического героя. Важную роль в раскрытии этих тем играет мотив памяти, определяющий характер эмоциональ-

ного фона произведения, память хранит живой облик ушедшего, поддерживая тем самым единство мира и гармоничное мироощущение самого автора.

Мотив памяти звучит уже в первом предложении: «Вспоминается мне ранняя погожая осень» и поддерживается на протяжении всего повествования: «Помню раннее, свжее тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, . «Вспоминается мне урожайный год», «И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою.».

Повесть «Антоновские яблоки» – одно из прозаических произведений И.А. Бунина, которое строится как лирический монолог, монолог-

воспоминание. Мотив памяти вызывает в сознании автора образы и картины прошлого (образы сада, дома, стариков, помещиков Арсения Семёновича и Анны Герасимовны; картины охоты, сбора яблок, молотьбы, ночного сада, ярмарки). При описании этих образов автор использует многочисленные тропы, в том числе оценочные эпитеты, отражающие авторское отношение к этим реалиям.

Центральным образом прошлого является образ сада, благодаря которому раскрывается основной мотив повести – мотив памяти, – и который становится образом, формирующим основные эмоции автора, так как с воспоминаниями о саде связаны те же чувства и переживания, что и с воспоминаниями о всей дворянской жизни в целом. Память способна оставлять воспоминания, разные по оценке, либо положительные, либо отрицательные. Отрицательные эмоции в повести И.А. Бунина отсутствуют, а по-

ложительные, вызваны воспоминаниями об ушедшем, исчезнувшем укладе жизни дворянской усадьбы, её былом богатстве, о целом поколении людей со своими традициями, своей культурой и составляют атмосферу самого повествования.

Н. Кучеровский первым отмечает доминирующее в повести «Антоновские яблоки» чувство «великой грусти»: «Но прошлое уходило и Бунин провожал с «великой грустью» жизнь, где он искал «сочетаний прекрасного и вечного», где всё свершалось по единым законам мироздания под «покровом Богородицы» [1, С. 55]. Среди эмоций преобладают тихая светлая грусть, печаль, тоска по давно ушедшему; ностальгические нотки появляются каждый раз, как только автор начинает восхищаться образами прошлого, в особенности, картиной сада. А.А. Волков пишет об авторских эмоциях «Антоновских яблок» следующее: «Тепло разлито в этих строках, но, может быть, в них где-то не хватает пылающего накала страсти. В этих строках разлита грусть, но, быть может, эта грусть не достает глубин скорбной печали» [2, С. 67].

Изучение эмоционального фона «Антоновских яблок» дает нам основание выдвинуть предположение, что эмоциональная тональность повести состоит из положительных эмоций, а эмоциональной доминантой является чувство ностальгии, которое тесно связано с мотивом памяти. Чувство ностальгии (от греч. «возвращение домой»; «боль, страдание») понимается как «тоска по родине, по родному» [ МАС, Т. 2, С. 511]. Из этого определения следует, что в произведении чувством ностальгии вызываются эмоции грусти, тоски по прошлому, тому, что дорого сердцу, что было связано с детством и юностью, тоска и боль о родном, но уже далеком.

Образ сада как ключевой образ повести присутствует не только в произведениях

И.А.Бунина. В 1903 г. А.П. Чехов заканчивает работу над пьесой «Вишневый сад», где сад также является ключевым образом, вызывающим у всех героев чувство ностальгии о прошлом и стимулирующим воспоминания о благополучной жизни до эмиграции. Сад у А.П.Чехова «вишневый» (цветущий), а не «вишневый» (плодоносящий).

Такая особенность не случайна, так как сад вырубают до появления плодов и он остаётся в памяти вечно цветущим и благоухающим. «Благолепие», –

говорит одна из героинь пьесы. У Бунина сад как символ прошлого показан в период осени -время урожая. Настоящее для Бунина и Чехова связано с грустными воспоминаниями о саде. У Чехова сад вырубают, у Бунина – «запах антоновских яблок исчезает» из поместья и жизни дворян навсегда. В произведениях двух авторов сад окружают усадьбы: в дом, в жизнь, в сердца героев приходят краски, звуки и запахи, доносящиеся из сада, который окутывает жизнь людей атмосферой любви, тепла, гармонии. Образ вырубленного сада в пьесе Чехова – разрушение этой гармонии. У Бунина гармония присутствует везде: и в прошлом и в настоящем: «Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь», «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!». Чеховский сад по характеру растительности исключительно вишневый, у Бунина – это чаща сада, густо разросшаяся, богатая своим разнообразием: здесь

кленовые и березовые аллеи, поляна с шалашом, коралловые рябины, а также многочисленные яблони.

Позднее в своем творчестве И. А. Бунин продолжает раскрывать образ сада. В рассказе «Первая любовь» (1930) из сборника «Темные аллеи» сад представлен как место отдыха и спокойствия, это отдаленный уголок природы, густая непроходимая чаща. Как и весь уклад русской жизни, сад по-

степенно дичает, превращается в лес, бор, но продолжает оставаться для автора предметом поклонения и восхищения: «Бор вдоль них величаво громаден, стоит темно, тесно; мачты его в верхушках голы, гладки, красны; ниже они серы, корявы, мшисты, сливаются друг с другом: там мхи, лишаи, сучьё в гнили и еще в чем-то, что висит подобно зеленоватым космам лесных чудищ, образуют дебри, некую дикую русскую древность». Как отмечает Л.А. Ка-чаева, пейзажи и образы Бунина в гораздо большей степени одушевлены, чем образы и пейзажи Тургенева, Куприна, Чехова. «В них создается «эффект присутствия» человека, потому что, несмотря на недосягаемость природы для людей, жизнь их все-таки не может быть отдалена от нее. Такое «объединение несоединимого» достигается у Бунина в результате использования самых разнообразных языковых средств для воплощения картин природы» [ 3, С. 11]. Описания элементов природы, в том числе образа сада, сопровождается высокой, торжественной, яркой лексикой. Сад в «Антоновских яблоках» отличается своей живописностью благодаря языку автора. Бунин словами, словно маслом или акварелью, рисует картины ярмарки, ночного сада, сада в непогоду. Бунин словно художник улавливает все оттенки, в повести великолепная палитра самых разнообразных красок: «бирюзовое небо»,

«свинцовые тучи», «золотой

позумент», «трепещущий золотистый свет низкого солнца», «коралловые рябины». Та изящная простота, совершенная точность рисунка, каждой его детали, та акварельная прозрачность светлых, серебристых красок, те легкие, чуть пряные запахи, которые исходят из многих ранних рассказов Бунина, слагаются в прекрасную, волнующую живопись.

Образ сада в повести «Антоновские яблоки» и поддержи-

вающие его парадигматические ряды эпитетов передают эмоции радости, восторга, восхищения дворянской жизнью, какая бы она ни была, богатая или мелкопоместная. Доказательством данному наблюдению послужит анализ эпитетов, составляющих парадигматические ряды ассоциативно-семантического поля «сад». Анализ парадигматических рядов проводился с учетом того, что все реалии, которые описывает писатель, их постоянные и временные признаки, ситуации художественного мира последовательно изображаются с конкретной пространственно-временной точки зрения повествователя или персонажа, который носит динамический характер, при этом учитываются различные аспекты восприятия (зрение, слух, осязание, обоня-

ние. Хотелось бы обратить внимание на то, что в повести повествование строится с учетом обострения зрения, слуха автора, с учетом всех оттенков его мыслей и чувств, отсюда особое внимание к деталям, особая образная и цветовая «изобретательность», сгущение или разнообразие тонов, гибкость интонации, что так сближает прозу с поэзией. То есть автор или лирический герой передает эмоции, возникающие в результате восприятия ощущений органов чувств: зрения, слуха,

обоняния, осязания. Образ сада возникает как картина прошлого, которая представлена по-разному – в зависимости от изменений в природе (сад ранней и поздней осенью). Однако способ изображения этой картины и способ передачи эмоций не

изменяется. Парадигматические ряды эпитетов возникают на основе передачи чувственных ощущений.

Анализ позволяет выделить следующие ряды эпитетов, эмоционально поддерживающих образ сада: а) зрительные (цвет, свет, форма, объем); б) слуховые (звуки); в) осязательные (тактильные, вкусовые); г) обонятельные (запахи); д) оценка состояния сада и оценка состояния лирического героя.

Таким образом, эмоциональной доминантой, основным стимулом авторских эмоций, ключевым образом произведения является образ сада, который аккумулирует две главные темы произведения – тему прошлого и тему настоящего, которые связаны мотивом памяти.

1. Кучеревский Н. Иван Бунин и его проза. – Тула, 1980. – 158 с.

2. Волков А. А. Проза Ивана Бунина. – Москва, 1969. – 447 с.

3. Качаева Л. А. Мастер живописания природы // Русская речь. – 1980. – № 5. – С. 10-16.

Грунина Людмила Петровна – доц. каф. отечественной истории, теории и истории культуры

Антоновские яблоки Бунина

Вторник, 15 ноября 2016 г.
Рубрика: Книги и Литература
Метки: рассказчик, история создания, особенности, критика
Автор статьи: tati
Раннее творчество великого писателя Ивана Алексеевича Бунина будет интересно читателю своим романтическими чертами, хотя реализм уже начинает прослеживаться в рассказах этого периода. Особенность произведений этого времени – это умение писателя найти изюминку, в даже обычных и простых вещах. Штрихами, описаниями, различными литературными приемами автор доводит читателя до восприятия мира глазами рассказчика.

К таким произведениям, созданным в ранний период творчества Ивана Алексеевича, относится рассказ «Антоновские яблоки», в котором чувствуется грусть и печаль самого писателя. Основная тема этого бунинского шедевра заключается в том, писатель указывает на главную проблему общества того времени — исчезновение прежней усадебной жизни, и в этом состоит трагедия русской деревни.

История создания рассказа

В начале осени 1891 года Бунин гостит в деревни у своего брата Евгения Алексеевича. И в это же время он пишет письмо гражданской жене Варваре Пащенко, в котором делится своими впечатлениями от утреннего запаха антоновских яблок. Увидел он, как начинается осеннее утро в деревни и его поразила холодная и серая заря. Навеивают приятные чувства и старая дедовская усадьба, которая теперь стоит заброшенная, а ведь когда-то она гудела и жила.

Он пишет о том, что с большим удовольствием вернулся бы в то время, когда помещики были в чести. Пишет он Варваре о том, что тогда он испытал, выйдя ранним утром на крылечко: «Я желал бы пожить прежним помещиком! Вставать на заре, уезжать в «отъезжее поле», целый день не слезать с седла, а вечером со здоровым аппетитом, со здоровым свежим настроением возвращаться по стемневшим полям домой».

И только через девять лет, в 1899 или 1900 году, Бунин решает написать рассказ «Антоновские яблоки», в основу которого и легли размышления и впечатления от посещения деревенского имения брата. Считается, что прототипом героя рассказа Арсения Семеныча стал дальний родственник самого писателя.

Несмотря на то что произведение было напечатано в год его написания, редактировать текст Бунин продолжал еще двадцать лет. Первая публикация произведения состоялась в 1900 году в десятом номере петербургского журнала «Жизнь». К этому рассказу был и подзаголовок «Картины из книги «Эпитафии». Второй раз это произведение, уже переработанное Буниным, было включено в сборник «Перевал» без подзаголовка. Известно, что в этой редакции писатель из начала произведения убрал несколько абзацев.

Но если сравнить текст рассказа с редакцией 1915 года, когда рассказ «Антоновские яблоки» был напечатан в Полном собрании сочинений Бунина, или же с текстом произведения 1921 года, который был напечатан в сборнике «Начальная любовь», то можно увидеть их существенную разницу.

Сюжет рассказа

Действие рассказа происходит ранней осенью, когда дожди еще были теплые. В первой главе рассказчик делится своими чувствами, которые он испытывает в деревенской усадьбе. Так, утро свежее и сырое, а сады золотые и уже заметно поредевшие. Но больше всего в памяти рассказчика запечатлевается запах антоновских яблок. Мещане-садовники наняли крестьян убирать урожай, поэтому повсюду в саду слышны голоса и скрип телег. В ночь уходят обозы, груженные яблоками, в город. В это время и мужик может вдоволь есть яблок.

Обычно посреди сада ставят большой шалаш, который за лето обживается. Рядом с ним появляется земляная печка, валяются всякие пожитки, а в самом шалаше устроены односпальные кровати. В обед именно здесь готовят кушать, а вечером ставят самовар и дым от него приятно расходится по всей округе. А на праздники возле такого шалаша устраиваются ярмарки. Крепостные девушки наряжаются в яркие сарафаны. Приходит и «старостиха», которая чем-то напоминает холмогорскую корову. Но не столько народ что-то покупает, а сходится сюда больше для веселья. Они и танцуют, и поют. Ближе к заре начинает свежеть, и народ расходится.

И еще он видит картину: «То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги — два черных столба».

Добравшись до шалаша, рассказчик пару раз, играясь, выстрелит из винтовки. Будет долго любоваться созвездиями на небе, перекинется несколькими фразами с Николаем. И только тогда, когда глаза уже начнут смыкаться, а прохладная ночная дрожь пробежит по всему телу, он решит все-таки отправиться домой. И в эту минуту рассказчик начинает понимать, как все-таки хорошо живется на свете.

Во второй главе вспомнится рассказчику хороший и урожайный год. А ведь, как говорят в народе, если антоновка удалась, то и остальной урожай будет хорошим. Осень – замечательное время и для охоты. Народ осенью уже и одевается по-другому, так как урожай убран и сложные работы остались позади. Интересно было рассказчику-барчуку и пообщаться в такое время со стариками и старухами, и понаблюдать за ними. На Руси считалось, что чем дольше живет старый люд, то тем богаче деревня. Дома у таких стариков отличались от других, были они строены еще их дедами.

Мужики жили хорошо, и рассказчик даже одно время и сам хотел попробовать пожить как мужик, чтобы познать все радости такого жития. В имении рассказчика крепостное право не чувствовалось, но зато оно становилось заметно в имении у тетки Анны Герасимовны, которая жила всего лишь в двенадцати верстах от Выселок. Признаками крепостного права для автора стали:

Отлично помнит рассказчик и свою тетку, когда она, покашливая, заходила в комнату, где он ее ожидал. Она была небольшая, но тоже какая-то прочная, как и ее дом. Но больше всего запомнился писателю удивительные обеды у нее.

В третьей главе рассказчик сожалеет о том, что и старые усадьбы и порядки, заведенные в них, куда-то ушли. Единственное, что от всего этого осталось, так это охота. Но из всех этих помещиков остался лишь только шурин писателя – Арсений Семенович. Обычно к концу сентября погода портилась, и лил непрерывный дождь. Сад в это время становился пустынным и скучным. Но зато октябрь приносил новую пору в усадьбу, когда помещики собирались у шурина и устремлялись на охоту. Какое же это было чудесное время! Неделями длилась охота. В остальное время было наслаждением читать старинные книги из библиотеки и слушать тишину.

В четвертой главе слышит горечь и сожаление писателя о том, что не царит больше в деревни запах антоновских яблок. Исчезли и обитатели дворянских имений: Анна Герасимовна умерла, а охотник – шурин застрелился.

Художественные особенности


Стоит более подробно остановиться на композиции рассказа. Так, рассказ состоит из четырех глав. Но, стоит заметить, что некоторые исследователи не согласны с определением жанра и утверждают, что «Антоновские яблоки» — это повесть.

Можно в рассказе Бунина «Антоновские яблоки» выделить следующие художественные особенности:

Анализ рассказа

Произведение Бунина «Антоновские яблоки» — это размышления писателями над судьбой поместного дворянства, которое постепенно угасало и исчезало. Сердце писателя сжимается от печали, когда он видит пустыри на том месте, где еще вчера были оживленные дворянские поместья. Неприглядная картина открывается перед его взором: от усадеб помещиков остались только пепелища и теперь они зарастают лопухами и крапивой.

Искренне автор рассказа «Антоновские яблоки» переживает и за любого персонажа своего произведения, проживая вместе с ним все испытания и тревоги. Писатель создал уникальное произведение, где одно его впечатление, создав яркую и насыщенную картину, плавно сменяется другим, не менее густым и плотным.

Критика рассказа “Антоновские яблоки”

Современники Бунина высоко оценили его произведение, так как писатель по-особенному любит и знает природу, деревенскую жизнь. Он сам принадлежит к последнему поколению писателей, которые являются выходцами из дворянских усадеб.

Но оценки критиков были неоднозначны. Юлий Исаевич Айхенвальд, бывший в большом авторитете в начале XX века, дает такой отзыв бунинскому произведению: «Рассказы Бунина, посвященные этой старине, поют ей отходную».

Максим Горький в письме к Бунину, которое было написано в ноябре 1900 года, давал свою оценку: «Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно, задушевно. Нет, хорошо, когда природа создает человека дворянином, хорошо!».

Но само произведение Бунина Горький будет перечитывать еще много раз. И вот уже в 1901 году в письме к своему лучшему другу Пятницкому он напишет свои новые впечатления:

“Антоновские яблоки” – одно из поэтичных произведений И. Бунина

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

И.А. Бунин – писатель, который создавал в своих стихотворениях и прозе прекрасные образы русской природы. «Так знать и любить природу, как умеет И.А. Бунин, мало кто умеет» – так о Бунине писал Александр Блок. Картины природы, созданные Буниным, так восхищали читателей и критиков, что в 1903 году ему присудили Пушкинскую премию за сборник стихотворений «Листопад».
Особенной любовью поэта пользовалась природа русской деревни. Бунина вообще можно назвать певцом русской деревни. Он на протяжении всего творчества возвращался к описаниям русской деревни, создавал картины деревенской патриархальной жизни, уходящей в прошлое. Во многом этому способствовали детские воспоминания автора. Детство Бунина прошло среди красот русской природы, в орловском имении. Красота лесов, полей, лугов… Он навсегда запомнил запах скошенной травы, луговых цветов. Память о красоте родного края помогала ему при создании произведений.
В рассказе «Антоновские яблоки» он вновь обращается к теме жизни русской деревни, затрагивает проблему обедневших дворянских родов, событий, которые он сам наблюдал в детстве. Этот рассказ – наиболее лиричный и красивый из всех рассказов поэта о природе. В нем Бунин сумел передать не только красоты природы, описал жизнь деревни, но и сумел передать дух той жизни, мы можем услышать звуки и запахи этих мест.
Язык рассказа настолько легкий, поэтичный, что рассказ часто называют стихотворением в прозе. Уже с первых строк читатель погружается в атмосферу солнечных дней ранней осени, вдыхает запахи яблок, созревающих в садах, слышит разговор людей, скрип телег. «Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег».
Бунин с замиранием сердца описывает прелесть русских просторов, деревенские поля, прозрачный воздух. «Местность ровная, видно далеко. Небо легкое и такое просторное и глубокое… Вокруг раскидываются широкими косяками свежие, пышно-зеленые озими… А в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба». Такой рассказ является очень сложным для анализа, ведь поэт передал не столько какие-то факты и события, а настроение, чувства, которые вызвало у него пребывание в деревне. Это зарисовка воспоминаний поэта, легкая, невесомая, очень яркая. Бунин умел тонко чувствовать и передавать настроение, запахи и звуки.
Читатель «Антоновских яблок» может почувствовать запах яблок, услышать скрип телег, разговор жителей, увидеть сад, поля, красоты русской природы. Бунин пишет восторженную оду русской природе, деревенскому пейзажу, русскому патриархальному укладу жизни. Русская деревня изображалась многими авторами. При этом читатель мог видеть и ее нищету, и бедность, и ужасные порядки, царившие там. Но Бунин описывает деревенский быт как мир красоты, духовности, наполненный любовью людей. «Когда, бывало, едешь солнечным утром по деревне, все думаешь о том, как хорошо косить, молотить, спать на гумне в ометах, а в праздник встать вместе с солнцем, под густой и музыкальный благовест из села, умыться около бочки и надеть чистую замашную такие же портки и несокрушимые сапоги с подковками. Если же, думалось, к этому прибавить здоровую и красивую жену в праздничном уборе, да поездку к обедне, а потом обед у бородатого тестя, обед горячей бараниной на деревянных тарелках и с ситниками, с сотовым медом и брагой, – так больше и желать невозможно!»
И действительно, жизнь в русской деревне размеренная, уютная, патриархально-надежная, богатая. Пусть даже это богатство измеряется не в деньгах. Старики в Выселках живут подолгу, так, что даже не помнят, сколько уже прожили. «Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, – первый признак богатой деревни, – и все были высокие, большие и белые, как лунь. Только бывало и слышишь, бывало: ”Да, – вот Агафья восемьдесят три годочка отмахала….”».
Бунин делает изображение природы в своих рассказах ярким, сочным, выбирает для этого наиболее точные слова. Рассказ невелик по объему, но поэт сумел передать в нем так много. Это и природа, и уклад жизни, и беседы жителей деревни, и праздники, и будни. Для Бунина природа красива всегда: и суровой зимой, и жарким летом. Его интересуют все жители деревни – и помещики, дворяне, и крестьяне. Он передает их занятия, их одежду, их речь. Поэтическое чутье Бунина позволило ему передать музыкальность русской речи, разговор льётся, как песня. К.Г. Паустовский писал: «Язык Бунина прост, почти скуп, чист и живописен. Но вместе с тем он необыкновенно богат в образном и звуковом отношениях – от кимвального пения до звона родниковой воды, от размеренной чеканности до интонаций удивительно нежных, от легкого напева до гремящих библейских обличений, а от них – до четкого, разящего языка орловских крестьян».
Создавая лиричный, прекрасный мир русской деревни Бунин, конечно, отходил от реальности. Его Россия- нарочито благополучная, добрая, богатая, неторопливая, богатая – уже уходила в прошлое к тому моменту, как был создан рассказ. Время этих людей проходит. Но Бунин с нежностью вспоминает его, тех людей, которые создавали ту атмосферу любви и спокойствия, которая так запомнилась поэту, дворянский усадьбы, где они жили. «Прежде такие усадьбы, как усадьба Анны Герасимовны, были не редкость. Были и разрушающиеся, но все ещё жившие на широкую ногу усадьбы с огромным поместьем, с садом в двадцать десятин. Правда, сохранились некоторые из таких усадеб ещё и до сего времени, но в них уже нет жизни… Нет троек, нет верховых «киргизов», нет гончих и борзых собак, нет дворни и нет самого обладателя всего этого – помещика-охотника, вроде моего покойного шурина Арсения Семеныча».
«Антоновские яблоки» – ностальгия поэта по уходящей России, тому, что уже ушло и никогда не придет. И оттого прошлое кажется прекрасным и безоблачным. Бунин и описывает деревню как некую чудесную страну, где жизнь течет сыро, размеренно и неторопливо. Символом этой жизни и являются антоновские яблоки, давшие название рассказу. Даже в доме сначала чувствовался запах яблок: «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах…».
Этот аромат словно пропитал все вокруг и сам стал средоточием деревенской жизни, ее неотъемлемой частью. Уродившаяся антоновка была символом богатства: «Ядреная антоновка – к веселому году». Богатство деревни определяли по урожаю антоновских яблок. Вся Россия стоит за эти садом, в котором росли антоновки. Это концентрация ее духа, ее силы, богатства и плодородия Родины… Вспоминая о своем прошлом, поэт первым делом вспоминает запах яблок, липового цвета. И хотя даже в воспоминаниях поэта проявляются признаки разрушения этого патриархального мира, поэт пишет о разорившихся мелкопоместных дворянах, даже в их жизни он находит свою прелесть. «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие».
Отдельно Бунин останавливается на описании Арсения Семеновича, разорившегося дворянина. Герой Антоновских яблок« часто бывал в его усадьбе. Его судьба типична для многих обедневших дворян. Он разорен и ведет почти нищенскую жизнь. Но Бунин находит свою красоту и в этих проявлениях деревенской жизни. Даже об этом он вспоминает с любовью, ему приятны воспоминания того времени. Эта жизнь тоже может быть поэтичной, духовной и прекрасной. «Хороша и мелкопоместная жизнь!» – пишет Бунин. Человек был очень близок с природой, рядом с которой жил, чувствовал ее, вся жизнь была подчинена природным законам. Распорядок дня, охота, грустные песни этих людей остались в воспоминаниях Бунина как яркое, красивое, доброе время.
«Антоновские яблоки» Бунина – это гимн поэта своей Родине, той жизни, которая уже ушла в прошлое, но осталась в памяти писателя как самое лучшее, чистое, духовное время. За время всего своего творчества он не изменил России и не раз ещё обращался к теме русской деревни и патриархальным устоям русской усадьбы.

66656 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Бунин И.А. / Антоновские яблоки / “Антоновские яблоки” – одно из поэтичных произведений И. Бунина

Смотрите также по произведению “Антоновские яблоки”:

Источники:
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/bunin/antonovskie-yabloki-bunina-rassuzhdenie-po-rasskazu
http://newtimes.ru/articles/detail/44066
http://shollsoch.ru/2018/03/18/%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%8F%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B8/
http://cyberleninka.ru/article/n/rol-klyuchevogo-obraza-v-sozdanii-emotsionalnoy-dominanty-povesti-i-bunina-antonovskie-yabloki
http://gfom.ru/antonovskie_yabloki_bunina.php
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00941501320942593269/woid/00081201184773069755/
http://pro100ogorod.ru/yablonya/pochemu-opadayut.html

Ссылка на основную публикацию