Методика формирования семьи воспитательницы

Методика формирования семьи воспитательницы

Подготовка семьи-воспитательницы. Семьи-воспитательницы начинают готовить с осени. Крайне желательно в конце лета обеспечить для них хороший принос пыльцы, а с ранней весны стимулировать их развитие скармливанием сахарного сиропа, медовой сыти или медово-сахарного теста с белковыми добавками.

Пчелы семей-воспитательниц выполняют исключительно функцию кормилиц. Медосбор оказывает благоприятное влияние на результаты приема личинок, способствуя развитию большого числа полноценных пчел-кормилиц. Перед началом прививки личинок семья воспитательница должна иметь не менее 10—14 кг углеводного корма (лучше чистого меда) и 2—Зсота с пергой. Определяющее значение имеет сила семьи-воспитательницы, и прежде всего резерв молодых пчел на каждом соте. В связи с этим в качестве воспитательницы лучше использовать семью, занимающую два корпуса, при этом количество сотов сокращают вдвое (до 10— 12), а всех пчел оставляют в гнезде. Если таких сильных семей на пасеке еще нет, их создают путем объединения двух, а то и трех средних по силе семей.

Формирование семьи-воспитательницы с отборам магки. От полноценной семьи отбирают матку, а также весь открытый расплод, оставляя лишь 3—4 сота с печатным расплодом, в результате чего пчелиная семья лишается возможности вывести матку из своих личинок. Матку отбирают за 9—10 дней до предполагаемой первой прививки. За этот период накапливается большой резерв молодых пчел-кормилиц. За 3—5 ч до прививки в середине гнезда подготавливают место для прививочной рамки, сократив количество сотов.

Соты с хорошим печатным расплодом для формирования семей-воспитательниц получают следующим образом. Матку отсаживают в своей же семье за перегородку из ганемановской решетки. В отделении, где нет матки, оставляют открытый расплод, который через 9 суток будет запечатан. Там, куда отсажена матка, располагают соты с печатным расплодом и соты под засев. Матку и открытый расплод отбирают в день формирования семьи-воспитательницы.

Формирование семьи-воспитательницы с разновозрастным расплодом. От сильной пчелиной семьи отбирают матку, а через 5—6 ч подставляют в середину гнезда между сотами с печатным расплодом прививочную рамку с личинками. Через 2 суток гнездо семьи-воспитательницы тщательно осматривают и уничтожают все выявленные зачатки свищевых маточников, ухудшающие прием личинок.

Этот трудоемкий способ формирования семьи-воспитательницы оправдывает себя только при работе с серыми горными кавказскими пчелами и их помесями. Средне-русские пчелы в этом случае закладывают много свищевых маточников и плохо принимают подставленные зачатки для искусственного вывода маток.

Использование семьи-стартера основано на биологических особенностях некоторых семей хорошо принимать личинок на воспитание. Матку и весь открытый расплод за несколько часов перед постановкой личинок удаляют из семьи, оставив в ней не менее 10—14 кг меда, 2— 3 перговых сота и 10—12 улочек пчел. Личинок дают только для приема, а через 20—24 часа прививочные рамки с принятыми личинками от них отбирают и переносят в сильные семьи-воспитательницы для дальнейшего развития. В ту же семью спустя 5—6 ч после отбора принятых личинок дают на прием новую прививочную рам­ку с тремя рейками, по 12 привитых личинок на каждой из них. Для поддержания нужных кондиций семьи-стартеры регулярно подсиливают печатным расплодом и молодыми пчелами.

А. Е. Тимошинова (1985) в НИИ пчеловодства получила хорошие результаты приема личинок, пользуясь именно этим способом.

Т. В. Вахонина и Р. Н. Бодрова (1987) применяли при работе с ульями-лежаками следующий способ. Выделенные под воспитательниц семьи делили на две группы, а в одной из них делили гнездо пополам. Против летка оставляли половину гнезда с маткой, а во вторую половину собирали соты со зрелым расплодом, отодвигали их в сторону от летка и отделяли разделительной доской с устроенным внизу проходом для пчел. В эту часть улья (без матки) подставляли прививочные рамки по мере отбора рамок с молочком в течение 15 дней, г затем обе половины гнезда объединяли. После этого приступали к идентичной работе со второй группой семей, а семьи первой группы находились на реабилитации.

В Краснополянском питомнике НИИ пчеловодства для семей-воспитательниц используют 36-рамочные ульи-лежаки. Глухими перегородками их разделяют на три равные части. В верхней части перегородок вставляют кусочки гаиемановской решетки, обеспечивающие свободное сообщение пчел. В передней стенке каждого отделения устраивают летки. Все три отделения заселяют еще с осени, закрыв наглухо окна из гаиемановской решетки кусочками фанеры. Среднюю семью весной подсиливают, подкармливают и используют в качестве воспитательницы. Две крайние семьи служат для постоянного ее подсиливания с тем, чтобы в семье-воспитательнице всегда было не менее 6 рамок с расплодом и 4 сота с медом и пергой.

Приступая к получению молочка, от семьи-воспитательницы отбирают матку, ставят в гнездо рамку с молодыми личинками и снимают кусочки фанеры с окошек из гаиемановской решетки, чтобы пчелы всех трех отделений свободно сообщались между собой.

В конце сезона в семью-воспитательницу подсаживают матку и готовят семью к зимовке.

Во всех случаях молочко отбирают по истечении 3 суток после постановки прививочной рамки и тут же на место этой рамки ставят следующую. С отобранных рамок сметают пчел, ставят в переносной ящик и переносят в лабораторию. Маточники для удобства укорачивают горячим скальпелем, а молочко отбирают или стеклянной лопаточкой, или вакуум-насосом.

Формирование семьи-воспитательницы

При искусственном выводе маток самое важное звено занимает формирование семьи-воспитательницы. Независимо от применяемого метода вывода (без переноса личинок или с переносом) подготовленный материал ей необходимо принять, а затем воспитывать до рождения будущих маток. Принятие и воспитание личинок могут совершать одна или две семьи. Профессор Г.Ф.Таранов (1979) указывает на то, что качество маток, получаемых при их выращивании в двух и более семьях, снижается по сравнению с матками, личинки которых все время находились в одной семье. Значит, способ использования одной семьи — стартера, а затем другой — финишера нельзя считать оптимальным. Каким способом сформировать семью-воспитательницу, которая хорошо будет принимать и воспитывать маточных личинок?

Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем, почему при тихой смене и роении пчелы выводят маток высокого качества. В этих случаях действуют следующие факторы:

  1. маточники развиваются в одной семье от момента закладки личинок до выхода молодых маток;
  2. воспитание личинок протекает в присутствии разновозрастного расплода — открытого и закрытого;
  3. в семьях присутствуют матки (при тихой смене — в течение всего периода воспитания маточников, а при роении — до их запечатывания).

Использование одной семьи-воспитательницы имеет преимущество перед использованием двух по следующим причинам. Находясь в стартере (24 ч) маточные личинки, искусственные мисочки и прививочная рамка приобретают запах, присущий этой семье. При их перемещении в финишер он не нравится пчелам новой семьи, и они с задержкой приступают к кормлению личинок. Эта пауза отрицательно сказывается на качестве будущих маток. Перерыва в кормлении не будет, если использовать одну семью-воспитательницу.

Разновозрастный расплод также влияет на качество будущих маток, особенно открытый. Что объясняется тремя причинами: расплод привлекает много молодых пчел-кормилиц; вблизи него пчелы поддерживают оптимальную влажность, стабильную температуру с отклонением ±0,5°С даже при больших колебаниях внешней температуры; он рефлекторно влияет на выделение маточного молочка особями и они лучше кормят пчелиных и маточных личинок. Присутствие запечатанного расплода также влияет на воспитание маточных личинок, так как вблизи него пчелы поддерживают достаточно стабильную температуру, но с чуть большей амплитудой (±3°С), и приемлемую влажность. Кроме того, запечатанный расплод — источник будущих воспитательниц, это особенно важно при последующем использовании семьи для вывода маток.

Присутствие матки важно, так как она непрерывно откладывает яйца и обеспечивает гармонию в семье. Так, в ее присутствии пчелы в большом количестве приносят в гнездо цветочную пыльцу и нектар, а это имеет первостепенное значение при кормлении маточных личинок.

Все эти условия складываются при тихой смене маток и роении. К ним и нужно стремиться при формировании семьи-воспитательницы. Напомним, что лучшие матки получаются при умеренном взятке (до1 кгв день), чем при более интенсивном.

Предлагаем свой способ.

I этап. В первой половине дня к заранее выбранной семье А (получавшей в течение пяти дней подкормку) подносим новый корпус Б, в котором находится 5-7 рамок, из них 2-3 — кормовые (мед и перга), 2-3 — сотовые и 1-2 — с вощиной. Ставим их в центр корпуса с кроющими разделительными досками. Из корпуса А вынимаем матку и рамку с кормом и пчелами, переносим их в корпус Б. За счет ее изъятия в корпусе А между рамками с открытым расплодом получается колодец шириной около 3 см, где соберется много молодых пчел.

II этап. Корпус Б с маткой ставим на дно, а сверху кладем разделительную решетку, на нее ставим корпус А, в котором много разновозрастного расплода и корма. Сверху накрываем потолочной доской (холстиком) и крышей.

В течение 1 -2 ч некоторые особи из корпуса А спустятся к матке, к ним присоединятся пчелы, возвращающиеся с поля, а в верхнем корпусе останутся преимущественно молодые, что очень важно для выделения молочка и кормления маточных личинок.

III этап. Через 1-2 ч распределение пчел закончится. Верхний корпус А опускаем на проволочную сетку, через которую пчелы проходить не могут; они находятся в закрытом пространстве, не вылетая на поле. Их можно подкармливать сахарным сиропом или медовой сытой. В корпусе Б матка продолжает откладывать яйца, а пчелы вылетают в поле через свой леток, принося пыльцу и нектар.

Через 5-6 ч (оптимальное время) в образованный колодец корпуса А ставим прививочную рамку с личинками и к ней подвигаем соседние рамки с открытым расплодом. Пчелы сразу начинают их обильно кормить и оттягивать маточники. В сущности это — семья-стартер.

Процесс принятия личинок длится около 24 ч. Почти все маточники будут отстроены на привитых личинках. Однако несколько нежелаемых свищевых маточников пчелы оттянут на собственном расплоде. Если не придерживаться оптимального времени, свищевых маточников будет больше.

IV этап. На следующий день (через 24 ч) корпуса А поднимаем на корпус Б, оставив между ними разделительную решетку. С этого времени пчелам дается возможность переходить из одного корпуса в другой, но столкновения между ними не происходит, так как они не забыли друг друга.

Важно то, что в объединенной семье воспитание зачатых маточников успешно продолжают те же пчелы, которые их приняли в присутствии открытого, закрытого расплода и матки, которая не имеет доступа к ним. Этим способом мы приблизились к описанным условиям воспитания маточников при тихой смене или роении. У нас получилась оптимальная семья-воспитательница.

Семью-воспитательницу необходимо подкармливать в течение 5 дней — до запечатывания маточников. Через 5 дней после прививки необходимо уничтожить все свищевые маточники, как правило, их очень мало или вообще не бывает.

V этап. На десятый день после прививки личинок зрелые маточники можно использовать по назначению. Если на прививочной рамке оставить один маточник, то корпус А можно поставить на новое дно, и это будет отводок, который после выхода и спаривания матки продолжает развиваться самостоятельно.

Описанный способ формирования семьи-воспитательницы можно применять при использовании ульев Дадана-Блата, Лангстрота-Рута и даже ульев-лежаков. В последнем случае перегородку между отделами, а затем разделительную решетку ставят вертикально. Добавим, что семью-воспитательницу, сформированную таким способом, можно использовать в течение всего сезона. При этом следующие прививочные рамки с личинками можно ставить в верхний корпус сразу после использования первой партии маточников. Необходимо каждый раз поднимать из нижнего корпуса в верхний по две рамки с открытым расплодом, которые будут находиться около прививочной рамки. Корпусе можно не разделять глухой перегородкой, так как пчелы привыкают к воспитанию маточных личинок.

Еще один вариант предложенного способа: верхний корпус А не нужно ставить на сетку и отделять от корпуса Б с маткой; он может непрерывно стоять на разделительной решетке. Только после переселения матки в нижний корпус и образования колодца в верхнем необходимо подождать 5-6 ч, а затем поставить прививочную рамку с личинками.

Благодаря такому способу облегчается работа при формировании оптимальной семьи-воспитательницы, а качество маток улучшается, но процент принятых личинок на воспитание уменьшается. Последнего недостатка можно избежать увеличением числа привитых личинок или уменьшением размеров разделительной решетки и соответствующего отверстия в сплошной перегородке.

На повышение качества выращиваемых маток предложенными способами влияет и то, что пчелы очень мало беспокоятся по сравнению с использованием классического формирования стартера (встряхиванием пчел), а затем финишера (обезматочиванием).

Предложенный способ можно использовать и при получении маточного молочка.

К сожалению, этот метод не применим при работе со среднерусской породой, где нужно делать полное осиротение: забирать из улья и матку, и весь открытый расплод до последней ячейки.

Вывод пчелиных маток. Формирование семьи воспитательницы.

  • Как правильно сформировать семью воспитательницу?
  • Зачем выводить маток в семье, искусственно введенной в роевое состояние?

Матководство является очень важным разделом пчеловодства. Пчеловод, настроенный на ежегодный и ежесезонный успех должен понимать, что одним из гарантов силы пчелиных семей на его пасеке являются качественные молодые матки. Со старыми матками желаемого не добиться. Нельзя дожидаться тихой смены. Только ежегодная плановая смена маток может обеспечить пчеловоду стабильность и успех.

Для самостоятельного вывода пчелиных маток нужно, в первую очередь, знать основные принципы формирования семьи воспитательницы. Сегодня я опишу, как я осуществляю формирование семьи воспитательницы.

Формирование семьи воспитательницы

Как я формирую семью воспитательницу:

  • Выбираю самую сильную семью на пасеке.
  • Провожу отбор всех рамок без расплода. Оставляем только расплод и перговые рамки по краям. Расплод на выходе ставлю скраю. В центре — открытый.
  • Если необходимо — произвожу подсиливание семьи расплодом и молодыми пчелами.
  • За диафрагмой располагаю распечатанные медовые рамки. Можно просто нарушить печатку меда вилочкой.
  • Сверху на рамках потолочная кормушка 0.5-1 литра сахарного сиропа с хвойным настоем или(и) с добавлением кобальта. Кормушку ставим за неделю до постановки прививочной рамки.
  • Отсаживаем матку на рамке в отводок за 3-4 часа до постановки прививочной рамки.
  • Формируем колодец для прививочной рамки (вынимаем одну рамку из центра гнезда, чтобы в образовавшемся пространстве между рамками, через некоторое время, скопилась масса пчел. На это место будем ставить прививочную рамку).
  • Производим постановку прививочной рамки через 3-4 часа после отсадки матки. Рамку ставим в колодец.
  • На 5 день проверяем семью воспитательницу на наличие свищевых маточников. Все маточники удаляем.
  • Далее действуем в соответствии с календарем вывода маток.

При подсадке, матку в клеточке или маточник на выходе размещаем между рамками в противоположной стороне от летка. Это лучше делать вечером. Клеточку с маткой слегка намазываем препаратом «Апирой» для более успешного приема.

Через сутки выпускаем матку из клеточки также вечером. Открываем крышку клеточки и кладем на рамки в то же место сверху на рамки, контролируя поведение и дружелюбность пчел. Дожидаемся, пока матка сама выйдет из клеточки и устремится внутрь гнезда.

Можно выводить маток более высокого качества, если предварительно ввести семью, которая будет воспитывать маточных личинок, в роевое состояние.

Формирование семьи воспитательницы при искусственном роении

Семья, вошедшая в роевое состояние воспитывает качественнее и больше личинок, чем обычная семья воспитательница. Матки выводятся крупнее и тяжелее. Бытует мнение, что роевые матки — лучшие. Я с этим высказыванием полностью согласен. Такие матки сразу после выхода из маточника способны лететь. Им не требуется столько же времени на дозревание, как выведенным обычным способом. Это обусловлено природой роя.

Роевые матки очень сильные, зимостойкие и обладают высокой яйценоскостью. Так же, роевые матки дружелюбны друг к другу сразу после выхода из маточников. Плюсов у такого метода, как мы видим, довольно много.

  • Выбираем сильную семью.
  • Отбираем большее количество открытого расплода и подсиливаем закрытым расплодом на выходе. Сжимаем гнездо. Искусственно вводим семью в роевое состояние.
  • Получаем яйца в искусственных мисочках от материнской семьи, которая находится в рабочем состоянии (не в роевом).
  • Располагаем мисочки с яйцами на прививочной рамке и помещаем в семью, искусственно введенную в роевое состояние – семью воспитательницу, в которой уже начался процесс закладки роевых маточников.
  • Уничтожаем маточники, ранее заложенные пчелами и отсаживаем матку в отводок либо ограничиваем её разделительной решеткой на трёх рамках в той части улья, где нет летка.
  • Далее все по выше описанной схеме и в соответствии с календарем вывода маток.

Здесь можно посмотреть все статьи по теме матководство.

Методика формирования семьи воспитательницы

Пчёлы – Методика формирования семьи воспитательницы

Методика формирования семьи воспитательницы – Пчёлы

Пчеловод должен создать хорошие условия, в которых будет выращивать личинок матки, куколок. Учеными доказано, что молодые пчелы подаются воспитанию, поэтому формирование семьи воспитательницы играет важную роль.

Пчелы-кормилицы часто берут личинок с других семей, выкармливают их маточным молочком, так немного меняется наследственность, личинки приобретают черты, которые имеет семья воспитательница. Какой будет молодая матка, зависит не только от родителей, но и от семьи, в которой она воспитывается.

Этапы подготовки семьи-воспитательницы

  1. Семья воспитательница готовится спустя 3 дня после того, как начала откладывать яйца в соты, которые устанавливают в семье матки. Делается это за один день, как появятся однодневные племенные личинки.
  2. В семье пчел нужно создать условия сиротства, избавиться от матки и всего открытого расплода.
  3. Обращайте внимание на соты, если вы пропустите яйца или личинки, пчелы начнут закладывать свищи. В данном случае личинки, которых вы хотите поставить на воспитание, будут не приняты.
  4. Воспитательница должна иметь расплод, чтобы поддерживать оптимальную температуру в гнезде. Если в семье пчел находиться запечатанный, температура достигает около 35 градусов. Когда расплод отсутствует, температура резко падает не больше 33 градусов. Качество маток, который воспитываются, зависит от того, есть ли запечатанный расплод.
  5. Эффективный вывод маток в тех семьях, где есть расплод разного возраста.
  6. Пчеловодство до сих пор не разработало технику искусственного вывода маток, когда готовиться семья пчел для воспитания. Часто нужно предварительно избавиться от открытого расплода, и оставить закрытый.
  7. Когда формируются гнезда в семье пчел, тяжело найти рамки, чтобы на них был только запечатанный расплод. Так работа осложняется, смешивать расплод нельзя.
  8. Добиться того, чтобы в гнезде находились только рамки, которые содержат запечатанный расплод, можно, для этого нужно за две недели перед формированием воспитательниц, разделить гнездо напополам, используя разделительную решетку, прикрепить ее на специальную раму. В одну часть помещаются рамки с открытым расплодом, в другую матка с рамками. Спустя 9 дней расплод уже будет запечатанным, рамки остаются в воспитательнице и превращаются в полноценную семью.

Подготовка семьи воспитательницы при раннем маточном выводе

Чтобы семья пчел не ослабла из-за отбора отводка, необходимо рамки, в которых содержится открытый расплод, поместить в другую семью, не забыть их пометить. Матка помещается в отводок, который создают с пчел, берутся они только из сильных семей.

Когда у воспитательницы будет обеспечено сиротство, необходимо укомплектовать гнезда.

Бывают случаи, что рамок не хватает, в данной ситуации нужно добавить новые, в них добавить пергу или мед. Гнездо должно быть полностью укомплектовано, оно должно покрываться пчелами.

Маточные личинки будут достаточно выкормлены только в том случаи, если в семье воспитательнице будет мед, перга, запечатанный расплод. В одной должно быть не меньше, чем 7 улочек с пчелами, две рамки. Оптимальное количество меда – 10 кг и перга, достаточно двух рамок.

Запечатанный расплод на рамках устанавливается один за одним, между ними пчеловоды ставят рамку с личинками племенного вида. Не забудьте позаботиться об утеплении гнезда.

Влияние наличия запечатанного расплода в гнезде семьи-воспитательницы на вес воспитываемых маток

Сроки пребывания запечатанного расплода в семье воспитательнице Средний вес матки (грамм)
В течении всего периода выращивания маток 192,7
Только до запечатывания маточников 183,0
Запечатанного расплода не было совсем 172,6

Нельзя, чтобы подготовленная воспитательница долгое время была сиротой, это грозит тем, что пчелы начнут разлетаться по соседним ульям. Чтобы предотвратить потерю пчел, все нужно подготавливать вечером, утром добавляются личинки, которые будут воспитываться.

Способ формирования — без удаления маток

Если вы решили воспользоваться способом без удаления маток, вам потребуются сильные пчелы. Важно, чтобы подготовка семьи воспитательницы была на высшем уровне. Сначала нужно нарастить силу пчел, которые готовятся к зимовке, потом разобраться с маткой.

Увеличить силу семьи можно при таких факторах:

  1. Если глава семейства хорошо развитая.
  2. Наличие осеннего медосбора.
  3. Должно быть обеспечено необходимое количество ячеек для пчел.
  4. Использование подкормки, если отсутствует нектар.
  5. В гнезде находится большое количество углеводов, белка.

Увеличивать семью нужно только с помощью сильных семей, старая глава семейства в них остается. Существуют разные способы объединения пчел. В вечернее время подсадить насекомых в улья, предварительно обрабатывая их пахучим веществом эфирным мятным маслом или камфорным. После соединяют. Можно усилить семью с помощью здоровой семьи донора.

Весенний вывод маткой начинается только после того, как полностью заменили пчел, которые старые и перезимовали. Все важно провести вовремя, окончить не позже середины мая.

После того как вы сменили старых пчел, и появились трутневые личинки, формируется семья для воспитания. Ускориться можно с помощью ранней выставки пчел весной, защитить пасеку от ветров, утеплить гнезда, нужно использовать вывод матки.

Методы формирования семьи-воспитательницы

  1. Подготовить безматочную семью воспитательницу, в которой расплод разного возраста. Методом пользуются в том случаи, если желают осуществить вывод маток в небольшом количестве. Выращивают около 4 групп маточников. Если усиливать расплодом, воспитательницы хватит на весь сезон. Пчелы в новом гнезде, должны обсидеть все соты. На противоположную стенку улья необходимо установить соты с медом, также добавить пергу и расплод. В центре устанавливается печатный расплод. Прививочная рамка устанавливается тихо, чтобы не потревожить пчел, она будет находиться до 10 дней. Спустя каждых 3 дня, добавляются маточники. Спустя неделю проверяется наличие свищевых маточников на рамке.
  2. Сформировать воспитательницу, не используя матку и открытый расплод. Способ необходимо применят, если у вас непрерывный вывод маток. Даже если нет ячеек с открытым расплодом, матка нормально воспринимает личинки, выкармливает их. Формируется за день перед тем, как буду привиты личинки. Предварительно нужно отобрать матку с отрытым расплодом, гнездо сокращается, оставьте несколько свободных сотов. Семья без проблем принимает личинок для воспитания. Расплод получают после отделения матки, для этого используют разделительную решетку. Соты, на которых открытый расплод, необходимо перенести в другой корпус, матка изолируется по бокам. В центральную часть помещают соты рядом с едой.
  3. Формируется воспитательница, используя расплод разного возраста и матку. Не используется метод осиротения. Для разделения используют разделительную решетку. Вывод маток будет в том месте, где решетка отсутствует. Пчеловоды не используют этот метод, вывод матки является неполноценным, лучше всего его комбинировать с другими способами.

Сформировать место, где вы будете выращивать маток несложно, все зависит от того, какой способ вы выберите:

  • Поместить в улей несколько семей, разделить решеткой. Способом пользуются, если пчелы очень слабые. Одна матка отбирается, сюда ставиться прививочная рамка.
  • Изоляция матки в нижний корпус или другой отделение. Расплод, который берется с гнезда, необходимо расставить рамки так, чтобы с разных сторон были соты.
  • Семью – воспитательницу можно усилить, используя печатный расплод, который берется с другого улья. Там, где выращивается глава семейства, переносятся соты, в них должен быть отрытый расплод.

С вышеописанного можно сделать вывод, что пчелиная семья должна отличаться своей силой. Обязательно в ее состав должна входить пчелиная матка, небольшое количество открытого, печатного расплода. Так можно выкормить личинки маток.

Пчеловоды советуют сочетать семью «стартер» с воспитательницей, не забывать за ту, что уже сформированная, имеет матку. Так можно получить высококачественных, здоровых неплодных маток, сколько вам необходимо. Не забывайте запасаться медом, пергой, понадобится поставить сахарный сироп. Данный способ популярен среди пчеловодов, с помощью его можно сформировать качественную семью воспитательницу.

Необходимо учитывать, что долгое время нельзя пчел держать в сиротстве, так они начнут искать другие места, где им поселиться. Подготовка осуществляется вечером, только утром подсаживаются личинки.

  • А что вы знаете про вывод маток для пасеки?
  • Матки бакфаст, как за ними ухаживать?

Зачем нужна и как формируется семья-воспитательница?

Семья-воспитательница – пчелосемья, обеспечивающая выкармливание маточных личинок при искусственном выведении маток. Семья-воспитательница должна быть сильной, что обеспечивается правильным ее формированием. Осуществляется этот процесс по правилам с учетом ряда особенностей. Сформировать семью-воспитательницу можно разными способами.

Функции

Основной задачей семьи-воспитательницы является выращивание маток, которые будут использоваться в дальнейшем для формирования отводков. Такие цели определяют следующие функции семьи-воспитательницы:

  • отстройка маточников;
  • выкармливание будущих маток;
  • обеспечение будущим маткам идеального ухода;
  • обеспечение будущим маткам хорошего физического развития.

Для качественного выполнения всех этих функций необходимо сформировать сильную семью-воспитательницу.

Условия формирования

Выявление сильной семьи, которой предстоит стать воспитательницей, организуется пчеловодом еще по осени. Формирование будет происходить весной, а успешность этого процесса зависит от следующих факторов:

  • отбор сильной пчелосемьи;
  • наличие большого количества пчел-кормилиц;
  • наличие нескольких рамок с печатным расплодом (брать можно у других пчелосемей);
  • наличие обильных запасов меда с пергой;
  • хорошее утепление улья – сбоку и сверху, а в холодные ночи и снизу;
  • разновозрастной состав пчел.

Особенности и этапы формирования семьи-воспитательницы

Семья, из которой берутся личинки для выведения матки, называется материнской. Для племенной работы на пасеке требуются также качественные трутни, поэтому готовят отцовскую семью. Выведение большого количества трутней в ней обеспечивается созданием особых условий.

При выборе будущей семьи-воспитательницы необходимо ориентироваться на хозяйственно-полезные признаки, которые хочется получить у будущего потомства. При этом надо учесть, что выращенная семьей-воспитательницей матка передаст потомству не только ее признаки (приобретенные), но и признаки семьи, откуда личинка была взята для такого воспитания.

При подготовке семей-воспитательниц важно соблюдать несколько моментов:

  • установить разделительные решетки на летки – это обеспечивает защиту от проникновения чужих маток, которых осиротевшие пчелосемьи привлекают;
  • отобранную матку использовать – ее можно подсаживать в отводок (формируется от другой сильной пчелосемьи), наращивать дополнительную массу пчел, применять для медосбора, воспитания маток;
  • правильно расставлять соты в гнезде семьи-воспитательницы: по краям ставить рамки с медом, затем пергу в сотах с обеих сторон, после расплод (по большей части закрытый), в середине открытый расплод с оставлением между рамками большой улочки-колодца (35 мм) для установки прививочной рамки с племенными личинками;
  • кормушки располагать около прививочных рамок.

Для более тесного контакта личинок и расплодных сотов рекомендуется делать узкую прививочную рамку (по сравнению с обычной рамкой) без разделителей. Одновременно такая конструкция упрощает работу.

Алгоритм формирования семьи-воспитательницы определяется выбранным способом. Процесс обычно проводится в следующем порядке:

  1. Подготовка отцовской семьи. Делать это нужно минимум за 2 недели до подготовки семьи-воспитательницы, так как трутни развиваются на 8 дней дольше маток. Организуется подкормка медово-белковой смесью, на 16-й день трутневой засев проверяется.
  2. Отбор плодных пчеломаток от семей-воспитательниц и формирование отводков. В этот же день подрезаются соты с однодневными личинками.
  3. Семьи-воспитательницы подкармливаются. Для этого используется медово-белковая смесь. Дается она на ночь каждый день в течение 10 дней.
  4. На следующий день после отбора маток проверить состояние отводков, выпустить маток из клеточек.
  5. Подготовить улья, где будет размещаться прирост. Обеспечить соты, должное утепление, корм.
  6. Выбраковать маточники.
  7. Изолировать зрелые маточники в семье-воспитательнице (с помощью клеточек).
  8. Сформировать отводки и нуклеусы.
  9. Подсадить маток в отводки.
  10. Расформировать семьи-воспитательницы.

От закладки трутневого расплода до расформирования семьи-воспитательницы проходит менее месяца. Все работы рекомендуется проводить в соответствии с календарем пчеловодов.

Смотрите видеоролик о начале цикла сборки семьи-воспитательницы:

Возможные методы формирования

Сформировать семью-воспитательницу можно разными способами.

Безматочная семья с разновозрастным расплодом

Такой вариант особенно хорош для среднерусских пчел и позволяет улучшить прием личинок при небольшом количестве свищевых маточников. Формирование семьи-воспитательницы осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Отбор матки.
  2. Осиротевшая семья-воспитательница начнет беспокоиться. Это выражается их бегом по передней стенке, что происходит примерно через 6 часов. Такое время пчеловоды называют золотым часом. Необходимо дать семье-воспитательнице личинок.
  3. После выкармливания личинок и запечатывания маточников надо выждать 5-6 суток и поместить в семью-воспитательницу еще одну партию личинок с одновременным удалением всех свищевых маточников.
  4. При желании еще через 5-6 дней можно запускать третью партию личинок. Из-за запечатывания всего расплода качество этой партии будет ниже.

При использовании такого способа отбирать каждую партию маточников надо на 10-й день. После выведения маток семье-воспитательнице следует вернуть плодную матку. Ее восстановление займет несколько недель, после чего она может использоваться для медосбора либо повторного выращивания маток.

Формирование разделением семьи с последующим объединением

В этом случае необходимо подготовить улей и установить в него глухую перегородку. Половины должны получиться разного размера. Каждой части улья требуется свой леток, причем обращены они должны быть в разные стороны. Такой улей устанавливается вместо прежнего в день формирования семьи-воспитательницы.

Проводится процесс по следующему алгоритму:

  1. Установить улей так, чтобы леток его меньшей части был обращен в ту же сторону, что и леток старого улья.
  2. Перенести в меньшую часть нового улья матку и рамку с открытым расплодом.
  3. В большей части улья будет формироваться семья. Для этого нужно поставить рамки только с печатным расплодом.
  4. Разделить запасы корма между обеими частями улья, чтобы мед и перга были в достаточном количестве в каждой из них.
  5. Все старые пчелы слетятся в часть улья с маткой, поэтому для усиления семьи-воспитательницы надо стряхнуть в нее пчел с рамок, которые будут устанавливаться в другую половину улья. Сюда же следует стряхнуть дополнительных насекомых – достаточно 2-3 рамок, которые берутся из других сильных пчелосемей (должны быть здоровыми, из одной семьи брать только одну рамку).
  6. Когда матки будут выращены, необходимо убрать из улья перегородку, чтобы семья могла объединиться. Леток должен остаться только один.

Формирование из нелетных пчел

Такой способ формирования семьи-воспитательницы подразумевает следующий алгоритм:

  1. Подготовить пустой улей. Поместить в него печатный расплод (2-3 рамки) и корм – мед с пергой (3-4 рамки).
  2. Стряхнуть в подготовленный улей пчел с 8-10 рамок, которые хорошо обсижены. Рамки можно брать от разных пчелосемей – главное, чтобы они были сильными и здоровыми.
  3. Часть пчел, стряхнутых на новый улей, вернется на прежние места. Останутся только молодые нелетные особи.
  4. Обеспечивать новый улей в течение 5-6 дней водой или жидким сахарным сиропом. Для этого необходимо поставить рамку-кормушку.

Тип безматочной семьи, формирование с печатным расплодом

Такой способ формирования семьи-воспитательницы раньше был широко распространен. После выбора сильной пчелосемьи и отбора матки из нее действовать надо по следующему алгоритму:

  1. Выждать 8 суток, на 9-й день должен остаться только печатный расплод.
  2. Тщательный осмотр сота (насекомых лучше сметать). Разрушение всех свищевых маточников.
  3. Помещение партии личинок для их дальнейшего воспитания.
  4. На 10-й день удаление маточников из пчелосемьи с последующим использованием по назначению.
  5. Обеспечение плодной матки бывшей семье-воспитательнице.

Сегодня такой способ модернизировали. Перед выведением личинок пчеломатку в этой семье изолируют, помещая в боковое отделение (карман). Для изоляции используют разделительную решетку, в изоляторе должно быть 3 рамки. В него помимо матки помещают расплод на выходе (1 сот), который окружают светло-коричневыми сотами, куда будут откладываться яйца.

Формирование семьи-воспитательницы при искусственном роении

Нахождение пчелосемьи в роевом состоянии обеспечивает большее количество и лучшее качество личинок. Увеличивается также размер и вес выводимых маток, которые сразу же после выхода из маточника могут лететь.

К преимуществам такого варианта относят также повышенную силу выведенных маток, их высокую яйценоскость и зимостойкость. Формирование семьи-воспитательницы проводится по следующему алгоритму:

  1. Отбор большей части открытого расплода.
  2. Подселение семьи с помощью закрытого расплода на выходе.
  3. Сжимание гнезда.
  4. Введение пчелосемьи в роевое состояние.
  5. Получение яиц в искусственных мисочках от материнской пчелосемьи, находящейся в рабочем состоянии.
  6. Закрепление этих мисочек на прививочную рамку и установка в пчелосемью, которая введена в роевое состояние и начала закладывать роевые маточники.
  7. Уничтожение заложенных маточников.
  8. Отсадка матки в отводок либо в изолятор (часть улья без летка, ограниченная разделительной решеткой).

Грамотное формирование сильной семьи-воспитательницы позволяет вырастить качественных маток, которые используются в дальнейшем для организации отводков. Процесс выполняется по определенному алгоритму и имеет ряд особенностей. Работа с семьей-воспитательницей на пасеке ведется сначала на общих основаниях, а затем обосабливается.

Подготовка семей-воспитательниц для вывода маток

В тех случаях, когда необходимо получить большое число маток, то их получают не в материнских семьях, а в других семьях-воспитательницах. Все способы формирования семей-воспитательниц базируются на определенных биологических закономерностях.
Пчелиные семьи выводят маток, во-первых, когда они их внезапно теряют и, во-вторых, при роении или тихой смене маток, в последнем случае матки в семье присутствуют.
Требования, предъявляемые к семьям-воспитательницам. От семьи-воспитательницы требуется, чтобы она наряду с уходом за пчелиным расплодом выращивала также

качественных маточных личинок. Семьи, которым предстоит выращивать ранних маток, готовят заранее – к моменту начала вывода маток они должны сменить зимовалых пчел и быть сильными, иметь не менее 2,5 – 3 кг пчел, хорошо развиваться весной и выращивать полноценных маток.
В семье, которую предполагается использовать как семью-воспитательницу, должно быть стремление строить трутневые соты и выращивать трутневый расплод. Некоторые очень сильные семьи могут уже строить мисочки, но у них еще нет ярко выраженного стремления роиться (самое начало стадии накопления резервных пчел).
В семье наряду с хорошими запасами меда должны иметься хорошие запасы перги. Пчелы в этих семьях должны хорошо кормить своих личинок. Личинки в таких семьях, так же как и в племенной семье, буквально “плавают” в молочке.
В средних широтах хороший уход за личинками, как правило, обеспечивается тогда, когда после весеннего медосбора (Salix и др.) семьи прекрасно развиваются и спустя некоторое время могут в изобилии набрать пыльцу с цветков одуванчика, вишни, сливы и яблони и других цветущих в это время растений. Если же в природе нет приноса нектара и пыльцы, то пчеловоду необходимо использовать запасенные с прошлого года пыльцу и пергу, о чем подробно говорилось в главе 1.

Правила подготовки семей-воспитательниц

1. Зарешечивание летков. Поскольку безматочные семьи-воспитательницы “притягивают” к себе чужих молодых маток, то летки семей-воспитательниц необходимо закрыть разделительными решетками, через которые чужие матки не смогут попасть в безматочную семью.
2. Использование отобранной матки. При весеннем выводе маток из семьи-воспитательницы следует отбирать одну матку без отводка, чтобы не ослаблять силу семьи-воспитательницы. Матку нужно подсадить в отводок, сформированный от другой сильной семьи.
Поскольку это матки из лучших семей, то их можно использовать для наращивания дополнительной массы пчел, воспитания маток или медосбора.
3. Расстановка сотов. В семье-воспитательнице гнездо должно быть сформировано в следующем порядке:
а) медовые рамки по краям;
б) соты с пергой с обеих сторон сразу за ними;
в) к середине – большинство сотов с закрытым, иногда также и с открытым расплодом;
г) в самом центре – рамки с открытым расплодом и между ними оставляют большую улочку около 35 мм (колодец) для постановки в нее прививочной рамки с племенными личинками.
Г.Ф. Таранов (1972) выявил, что матки бывают тяжелее, если пчелы накапливаются в этой улочке за 4-6 часов до постановки туда рамки с личинками. Он рекомендует удалять нижнюю планку прививочной рамки, чтобы не беспокоить собравшихся там пчел.
Чтобы личинки имели наиболее тесный контакт с расплодными сотами, но в то же время можно было легко вынимать прививочную рамку, она должна быть узкой (уже обычной рамки) и не должна иметь разделителей;
д) кормушки располагают недалеко от прививочных рамок, лучше сверху рамок.
4. Число сотов. Решающее значение имеет не число сотов в гнезде воспитательницы, а количество пчел на каждом соте. При формировании гнезд воспитательниц гнезда должны быть сильно сокращены, при этом следует руководствоваться следующим основным правилом: на каждом соте семьи-воспитательницы должно быть удвоенное количество пчел (300-500 г).

Подготовка семьи-воспитательницы

К подготовке семьи-воспитательницы приступают спустя три дня после начала кладки яиц в сот, поставленный материнской семье, т. е. за день до появления однодневных племенных личинок.

Направленному воспитанию наиболее легко поддается молодой, развивающийся организм, поэтому создание условий для выращивания маточных личинок имеет особое значение. Молодая матка несет в себе задатки не только материнской и отцовской семей, но и той семьи, в которой воспитывалась маточная личинка. Учитывая это, семью-воспитательницу выделяют из числа сильных, высокопродуктивных племенных семей, чтобы она, вскармливая маточные личинки, не ухудшала, а, наоборот, улучшала качество будущих маток.

При выводе небольшого количества маток нет необходимости передавать личинок из материнской семьи особым семьям-воспитательницам. В этом случае материнскую семью после получения в ней сота с одновозрастным расплодом превращают в семью-воспитательницу.

Создание в семье-воспитательнице полного сиротства означает удаление матки и всего открытого расплода. Просматривать соты надо очень тщательно: если пропустить хотя бы несколько личинок или яиц, то пчелы заложат свищевые маточники и не примут личинок, поставленных на воспитание. Но в гнезде обязательно надо оставить не менее двух рамок запечатанной детки, иначе в нем не будет нормальных температурных условий для воспитания маточных личинок.

Матку из семьи-воспитательницы удаляют с маленьким отводком, т. е. с 3–4 рамками расплода, где матка продолжает яйцекладку, и частью молодых пчел. В улье-лежаке семейку с маткой помещают рядом с семьей-воспитательницей за глухой перегородкой. В 12-рамочном улье семейку поселяют во второй корпус с фанерным дном, помещая его на семью-воспитательницу, летком назад. По окончании вывода маток временный отводок снова присоединяют к семье-воспитательнице, превращая ее в нормальную семью.

Когда в семье-воспитательнице достигают полного сиротства, приступают к формированию ее гнезда. Если оставшихся рамок будет мало для размещения всех пчел, то добавляют новые рамки с медом и пергой. Гнездо комплектуют так, чтобы все рамки были плотно покрыты пчелами. Чем больше в семье-воспитательнице пчел, запечатанного расплода, меда и перги, тем лучше идет выкармливание маточных личинок. Рамки с крытым расплодом ставят подряд, так как между ними будет помещаться рамка с племенными личинками. Собранное гнездо тщательно утепляют. Подготовленную таким образом семью оставляют до следующего утра.

Семью-воспитательницу подкармливают для лучшего воспитания личинок и получения более полноценных маток. Кормление рекомендуется начать заранее, за три дня до того, как семья-воспитательница будет обезматочена, и продолжать до запечатывания маточников, т. е. в течение 5 дней после постановки личинок на воспитание.

Семье ежедневно вечером дают 0,5 л густого сахарного сиропа или медовой сыты. Корм наливают в верхнюю или боковую кормушку. Еще полезнее в это время кормить пчел медо-перговой массой, которую готовят следующим образом: выбирают 2–3 сота, хорошо заполненные пергой, режут их на узенькие полоски и крошат так, чтобы каждая ячейка была разрезана.

Полученную массу измельчают, перетирая руками, высыпают в чистую посуду и заливают медом. Смесь тщательно размешивают до получения однородной массы. Массу хранят в плотно закупоренной посуде. Перед тем как давать пчелам, ее разбавляют водой: на стакан массы берут полстакана воды, в которой предварительно растворяют 2 г соли. За один раз семье дают 300 г разбавленной массы, намазывая ее на пустой сот, который ставят на краю гнезда. Медо-перговую массу следует давать ежедневно, пока идет воспитание личинок.

Рекомендуют также давать семьям белково-витаминную подкормку в виде сахарного сиропа, приготовленного с обычными хлебными дрожжами в пропорции 50 г дрожжей на 1 л сиропа. Дрожжи предварительно растирают в чашке с сахаром до получения однородной массы, затем растворяют их в сиропе и получившуюся смесь кипятят.

Источники:
http://o-paceke.ru/formirovanie-semi-vospitatelnitsyi/
http://p4elovek.ru/vyvod-pchelinyx-matok-formirovanie-semi-vospitatelnicy/.html
http://bees.agrogro.ru/article/metodika-formirovaniya-semi-vospitatelnicy
http://ferma.expert/pchely/razvedenie-pchely/semya-vospitatelnitsa/
http://ylejbees.com/index.php/pchelomatka/1772-podgotovka-semej-vospitatelnits-dlya-vyvoda-matok
http://info.wikireading.ru/288200
http://sitepchelavodstvo.ru/razbiraem-osnovnye-otlichiya-porod-pchel.html

Ссылка на основную публикацию