Особенности и основные правила перевозки ульев

Содержание показать

Кочевое пчеловодство – транспортировка пчел в течение сезона на места с цветущими медоносами. Данная процедура позволяет собирать большое количество меда, благодаря чему на ней можно создать собственный бизнес. Кочевое пчеловодство предполагает сложный образ жизни, и требует знания особых технологий.

Причины появления кочевых пасек

Кочевое пчеловодство – сложная задача даже для опытных пасечников. На транспортировку пасек требуется большое количество времени, усилий и денег. Но возникновение кочевого пчеловодства имеет целый ряд причин:

  • поиск экологически чистых мест для сбора меда;
  • сохранение необходимого объема собираемого меда;
  • поиск растений для сбора конкретного вида меда;
  • наличие большого количества конкурентов;
  • пчелам не подходит кормовая база, имеющаяся в регионе.

В зависимости от вида, некоторые пчелы не способны отлетать от ульев на достаточное расстояние. Стандартный радиус максимального расстояния полета от пасеки составляет от 2 до 5 километров. Если участок с цветами, которые пчелы могут обработать, находится на большем расстоянии, он остается нетронутым. По этой причине пасечникам приходится переезжать вместе со своими пчелами.

Некоторые люди изначально создают кочевые пасеки. Другие переходят на данный вид производства вынужденно. Обычно второму варианту отдается предпочтение в том случае, когда изменение образа жизни позитивно отразится на доходе.

Как перевозят пчелиные ульи на дальние расстояния

Мед – это вкусный и крайне полезный продукт, у которого множество поклонников во всем мире. И хоть его сбор является достаточно непростым занятием, это не останавливает людей, которые хотят освоить профессию пчеловода. Они тщательно изучают специализированную литературу, представляют, как применят полученные знания на практике, и наконец-то, покупают свои первые улья. А что делать дальше, знают не всегда.

Первое, о чем нужно позаботиться – это доставить пасеку. Это задание очень и очень ответственное. Если сделать что-то не так, они могут из-за беспокойства начать жалить людей или попросту не переживут транспортировку. Бывают случаи, когда при несоблюдении правил транспортной перевозки ульев пчелы терялись или погибали, «домики» ломались, портился или вытекал мед.

Если насекомые окажутся в неблагоприятных для себя условиях, это чревато повышением температуры и степени влажности в улье, появлением панических настроений среди пчел, что повлечет за собой нехорошие, а может даже и трагические последствия.

Прежде чем начать собираться в дорогу, следует знать, что новое место обитания пчел должно находиться не менее чем в 3-4 километрах от старого. В противном случае, часть пчел, или даже весь улей может вернуться на привычные луга, и вы потеряете трудолюбивую семью.

Несмотря на то, что для перевозки пчел подходит абсолютно любой транспорт, начиная от самолета и заканчивая телегой, запряженной лошадьми, чаще всего семейство перевозят в фургонах или в прицепах для перевозки пчелиных ульев.

Перед перевозкой пчел на прицепе легкового автомобиля, его специально подготавливают и предпринимают меры по созданию насекомым комфортных условий.

  1. Чтобы не трясло – расстелите по дну автомобильного прицепа как можно больше сухой соломы или сена. Можно использовать другие материалы (изолон, минвату и др.), которые уберегут пчелиные семьи от тряски и беспокойства. Кроме того, закрепите корпуса ульев веревками или при помощи брусков к стенкам фургона или прицепа.
  2. Чем тише едешь, тем лучше – пчел нельзя перевозить на высокой скорости. Идеальные показатели – 50-70 км/ч. По проселочным дорогам следует двигаться с особой осторожностью, чтобы не растревожить семейство.
  3. Внутренняя безопасность – чтобы внутри ульев не случилось обрушения сот и рамок, из-за которого могут погибнуть пчелки, тяжелые, наполненные медом соты вынимают, а рамки облегчают и крепко фиксируют в пазах.
  4. Доступ воздуха – во время транспортировки пчелы могут начать беспокоиться и вести себя активно, из-за этого может подняться температура клуба. Перед отправкой в путь следует продумать способы вентиляции, а также устанавливая ульи в прицепе следить, чтобы расстояние между ними было не менее 15-20 см. Чаще всего пчеловоды снимают верхнюю крышку улья и накрывают открытую поверхность мелкой металлической сеткой или мешковиной. Таким образом, воздух будет свободно проникать в улей.

С собой в путешествие опытные пчеловоды всегда берут необходимый инвентарь, который поможет вернуть пчел в ульи, если они начнут их покидать. Из инструментов могут понадобиться молоток, гвозди и дымарь. Также на всякий случай лучше приготовить жидкую глину для замазки щелей.

Перевозка пчел в прицепе или на платформе очень удобна. Кроме того, мобильность пасеки позволяет увеличить объемы производства меда. Как только зацветает в соседнем районе медоносный луг или поле, прицеп отправляется в путь.

Место для пасеки

Одним из факторов, влияющих на сбор урожая, является выбор местности. При установке кочевой пасеки необходимо ориентироваться на регион, в котором на данный момент имеется большое количество медоносов. Чем больше цветущих растений расположено вблизи от пасеки, тем больше пчелы смогут принести меда.

Пасека предполагает группу ульев. Поэтому место планируемой остановки должно включать большую площадку с ровной поверхностью, где они будут установлены. Зона, на которой будет размещена пасека, должна быть защищена от:

  • сквозняка;
  • дождя;
  • сырости;
  • ветра;
  • прямых солнечных лучей (при высокой летней температуре).

Если рядом уже размещены пасеки, необходимо проверить, не наложен ли на них карантин из-за заражения. Если пчелы будут работать в неблагоприятных условиях, не только уменьшится сбор медового урожая, но и появится риск их гибели.

Рядом с пасекой обязательно должен иметься чистый водоем.

Перед выбором места размещения пасеки необходимо внимательно изучить его медоносный потенциал. Чем больше на нем будет находиться растений, используемых пчелами в период цветения, тем реже придется переезжать. Ульи рекомендуется размещать как можно дальше от дорог, предприятий и мест проживания людей.

Выбор места для пасеки нередко является проблемой. Два главных условия – много растительности в окрестностях и отсутствие других пчелиных хозяйств. Важно, чтобы поблизости произрастали раноцветущие медоносы. Также желательно, чтобы во время цветения одни растения сменялись другими. Очень богаты разнообразной растительностью лиственные леса, а вот в смешанных количество медоносов гораздо меньше.

Читайте также:  Как сделать ловушку (роевню) для диких пчел своими руками

При выборе места для разведения пчел желательно учитывать и рельеф. Так, холмистая местность намного больше подходит пчелам для сбора меда, чем равнина или плоскогорье. Крайне нежелательно размещение пасеки вблизи крупных промышленных предприятий или оживленных дорог. Иначе вы рискуете потерять пчелиные семейства и потерпите убыток.

Понятно, что проживающим в деревне или имеющим приусадебный участок намного проще подобрать подходящее место для ульев. А вот в крупном населенном пункте все очень сложно. В таких условиях можно позволить себе лишь маленькую пасеку на крыше или чердаке с соблюдением техники безопасности. Для обустройства пчел на чердаке нужно подготовить небольшой утепленный павильон, в котором помещается несколько уликов. Это удобный проект и для вас, и для ваших соседей. Живущие на чердаке насекомые будут летать высоко и никому не помешают.

Если же в вашей ситуации организация пасеки невозможно даже на чердаке, не отчаивайтесь. Всегда найдется выход. Вы можете присоединиться к обществу пчеловодов и попросить, чтобы вам выделили подходящее место для разведения пчел в деревне.

Несколько полезных советов по размещению пасеки

Пчеловоду, начинающему пасечное дело с нуля, обязательно нужно учесть такие моменты:

  1. Очень опасно размещение пасеки у берега водоема, особенно если медоносные растения находятся на другой его стороне – в ветреную погоду пчелы могут утонуть при перелете.
  2. В низменных местах климат для пчел неблагоприятен – там туманно и холодно.
  3. Если вы поселите пчел рядом с участком другого пчеловода, то ваши насекомые могут уйти в другой улей.
  4. Соблюдайте санитарные требования. Ни в коем случае не размещайте ульи в местности, где зафиксированы инфекционные болезни насекомых.
  5. Перед организацией пасеки нужно выяснить, не высаживают ли поблизости культуры, которые обрабатываются ядами.
  6. Позаботьтесь о зеленой изгороди для своего пчелиного хозяйства.

Преимущества и недостатки кочевых пасек

Использование кочевых пасек включает следующие преимущества:

  • возможность собрать конкретный объем меда за более короткий период, чем на стандартной пасеке;
  • сбор урожая начинается раньше стандартного срока;
  • мед можно собирать большую часть года, начиная ранней весной, и заканчивая поздней осенью;
  • кочевые пасеки более мобильны, чем стационарные, благодаря чему их можно перевезти практически в любое место;
  • график работы и сбора урожая можно контролировать самостоятельно.

Список недостатков включает необходимость:

  • ежегодной транспортировки ульев;
  • проживания в полевых условиях с минимальными удобствами;
  • уделять большую часть времени поиску медоносных мест и сбору урожая;
  • постоянного присмотра за пасекой;
  • получения официального разрешения заниматься подобной деятельностью.

Кочевое пчеловодство требует больших физических усилий, чем может показаться на первый взгляд. Поэтому оно не рекомендуется людям, имеющим проблемы со здоровьем.

Требования к транспорту

Хорошую рентабельность обеспечивает кочевое пчеловодство с наличием большого количества ульев. Поэтому для их перевозки потребуется грузовой транспорт. Если общий вес транспортируемых ульев будет превышать 750 килограммов, необходимо получить права категории Е. При наличии прав категории С, транспортное средство можно переоборудовать, чтобы не получать другую категорию.

Для перевозки ульев можно использовать трактор с прицепом. Этот способ предполагает получение удостоверения. Категория В и С в данном случае не поможет, поскольку только прицеп весит от 300 килограммов.

В зависимости от того, насколько часто планируется осуществлять транспортировку пасеки, можно сэкономить, не покупая собственный транспорт, а периодически пользуясь услугами компании, занимающейся грузоперевозками.

Для кочевого пчеловодства также может использоваться списанный автобус или телега на автоприцепе.

Инвентарь

Транспортировка ульев выполняется при помощи:

  • кочевой сетки (обеспечивает вентиляцию в ульях, благодаря чему пчелы не запариваются);
  • скреп для крепления ульев;
  • строп-сетки (обеспечивает внешнее крепление, и может использоваться для создания навеса);
  • кочевой будки;
  • брусов для соединения ульев.

При перевозке рекомендуется использовать кочевую будку. Она требуется для проживания и нахождения в период неблагоприятных погодных условий.

Для установки и обслуживания пасеки необходим комплекс оборудования, состоящий из:

  • основного и запасного дымаря;
  • пульверизатора;
  • столярных инструментов;
  • пустых ульев;
  • роевни;
  • весов в кожухе;
  • фонаря.

В зависимости от того, на какой период планируется проживание рядом с пасекой, могут потребоваться предметы домашнего быта.

Как подготовить ульи к перевозке

При перевозке ульев в весеннюю погоду, когда на улице еще не устоялась жаркая температура, специальных условий не требуется. В ульях укрепляются рамки, чтобы они выдержали толчки во время движения машины.

Для стандартных ульев предусмотрены специальные рамки. При установке ульев в перевозочное транспортное средство, по периметру размещаются рамки с разделителями, обеспечивающие им неподвижное состояние. Если специальные рамки отсутствуют, их можно заменить брусьями, скрепленными гвоздями.

В летний период многие рамки уже могут быть заполнены медом. При перевозке их необходимо отобрать. Если этого не сделать, во время движения машины рамка может упасть на расплод и пчел, в результате чего те погибнут.

После медосбора пчелы перевозятся не в ульях, а вместе с гнездами, в которых содержится мед. Улья не закрепляются только в том случае, если у них прибитые донья.

Особенности подготовки пчелиных ульев к перевозке

Есть несколько важных моментов, о которых должны знать даже начинающие пчеловоды, которым предстоит выполнить транспортировку ульев на место пасеки на дальние расстояния. Следует подготовиться к этому делу и знать определенные нюансы:

  1. Перевозить ульи лучше рано утром или ночью. Особенно это актуально в летний период. Дело в том, что пчелы крайне плохо реагируют на жару.
  2. Если возможности транспортировать ульи за одну ночь нет, не беда. Просто необходимо накрыть их тентом, чтобы днем они были защищены от прямых солнечных лучей и перегрева.
  3. Позаботьтесь об усилении вентиляции гнезд, чтобы минимизировать риск повышения температуры внутри пчелиных «домов». Что можно в таком случае сделать: обеспечить дополнительное пространство насекомым с помощью увеличения объема улья на один корпус или заменить дощатый «потолок» решетчатой рамой.
  4. Чтобы исключить возможность травмирования медоносов, побеспокойтесь о том, чтобы не было предметов, которые могут упасть на них. Проверьте, хорошо ли закреплены соты, затворы и прочие составные части улья. Все должно быть надежно зафиксировано.
  5. Перед погрузкой насекомых следует загнать их в «домики». Если добровольно они этого делать не хотят, можно воспользоваться дымарем. С помощью струй дыма, пускаемых то с одной, то с другой стороны, у вас получится их загнать в улей, но это может спровоцировать волнения среди полосатых тружеников. Из-за этого потом придется постоянно проветривать «домики», что нежелательно перед транспортировкой. Поэтому лучше использовать самую обычную воду. После того, как пчелы оказались внутри, закройте летку.

Если вы все сделали так, как описано выше, вы уже подготовились к погрузке и переезду на дальнее расстояние.

Какой должна быть правильная погрузка и перевозка ульев

Лучше грузить ульи в автомобиль с работающим двигателем. Во-первых, это даст возможность медоносам сразу привыкнуть к вибрации, а, во-вторых, тишина в закрытом транспорте для них крайне тревожна.

Читайте также:  Порядок получения паспорта на пасеку

Стандартный полуторатонный грузовик способен вместить в себя примерно 12 ульев в один ярус или 24 улья в два яруса. Если планируется ставить один ряд ульев на другой, между ними обязательно нужно укладывать прочную доску.

Так как значительную часть дорог нельзя назвать очень ровной, нужно позаботиться о том, чтобы пчелы во время транспортировки не испытывали сильной тряски. Для этого можно пол и кузов грузовика выстелить соломой, а улья перевязать веревкой. Если предстоит длинный путь, не забывайте регулярно проверять надежную фиксацию узлов.

Когда вы вместе с «домиками» на месте и они уже расставлены, подождите, пока насекомые успокоятся, и только тогда открывайте летки. Для адаптации медоносов к новой пасеке понадобиться примерно 12 часов.

Нужно обязательно подготовить улья к перемещению и запастись всем необходимым. Перевозить их лучше всего в кузове грузовика или на машине с прицепом.

Доступ воздуха

Надо продумать вентилирование, чтобы избежать перегревания и переувлажнения. Для обеспечения хорошего поступления воздушных потоков следует прикрепить на манжеты ульев сеточные рамки или сделать в крышке небольшие окошки, которые обязательно нужно закрыть сеткой.

Можно оставить вдоль стенок узкие щели, через которые пчёлы не смогут пролезть. Правда, в этом случае они будут льнуть к щелям, желая получить побольше кислорода, но при этом перекроют его поступление внутрь своего домика.

При перевозке днём во время жары улья ставят таким образом, чтобы между рядами был промежуток 10–15 см для лучшей циркуляции воздуха. Чтобы соблюдать такое расстояние, между рядами размещают прокладку, состоящую из деревянных брусков соответствующей ширины.

Внутренняя безопасность

При транспортировке крылатых тружениц вместе с их домиками нужно принять такие меры:

  1. Предварительно вынуть все части улья, которые могут оборваться при тряске во время перевозки, — соты с мёдом, а также рамки, которые не нужны или плохо закреплены. Это предотвратит гибель пчёл. Все элементы, которые не являются съёмными или нужны при перевозке, должны быть хорошо зафиксированы и не болтаться во время езды. Проверьте — рамки не должны выпрыгивать из пазов и скользить в них, касаться во время транспортировки других поверхностей. Особенно это важно для ульев с большой рамкой, которая может быть опасной для насекомых. Маленькие рамки не слишком им угрожают, но вот дребезг и шум от них заставляет пчёл нервничать.
  2. Побеспокоиться следует и о собственной безопасности. Улья должны быть закрыты так, чтобы их обитатели не вылетели наружу — нервные насекомые могут ужалить любого. Если разозлённые пчёлы попадут в кабину с водителем, это может привести к аварийной ситуации. Следует взять с собой антигистаминный препарат, защитную одежду, дымарь.
  3. При транспортировке ульев больших размеров в весенний период в гнёзда следует добавить вощины. Если температурный режим при этом повышен, необходимо позаботиться о том, чтобы вверху улья было свободное пространство около 10 дм³.
  4. Если перевозка больших семей пчёл проводится в безманжетных ульях, то в них устанавливают специальные надставки.

При каких условиях можно перевозить пчел

Перевозку рекомендуется осуществлять ночью по ряду причин:

  • пчелы находятся в сонном состоянии;
  • температура ниже, благодаря чему уменьшается риск плавления и падения сот;
  • ниже шум и движение транспорта по дороге.

После перевозки пчелы должны осмотреть и привыкнуть к новой территории. Поэтому перевозка должна осуществляться после того, как они выйдут из зимней спячки, или до того, как погрузятся в нее.

Лучше всего для этой цели подходит ранняя весна или поздняя осень. В зимнее время перевозка пчел категорически не рекомендуется.

Ранняя весна подходит для перевозки, поскольку:

  • в ульях не имеется большого количества пчел и расплода;
  • рамки не заполнены медом, и не набрали вес;
  • новые соты еще не построены.

Длительность перевозки не должна превышать двое суток. Предоставленный корм пчелы способны использовать уже за два дня. После этого они могут погибнуть.

Если перевозка производится летом, или в дневное время, лучше дождаться пасмурной или дождливой погоды. Высокая температура может нанести пчелам смертельный вред. Нельзя перевозить пчел в течение сезона более двух раз.

Максимально медленная скорость

Оптимальной скоростью для перевозки ульев является диапазон 50–70 км в час. По разбитым дорогам нужно ехать особенно внимательно — не больше 15–20 км в час. При транспортировке не рекомендуется делать остановки. Если без них не обойтись, то останавливаться надо в безлюдном и тенистом месте.

Что делать, если при транспортировке повредили улей

Необходимо, чтобы пчеловод лично сопровождал пчёл и мог быстро устранить любые трудности, возникающие при перевозке. При этом обязательно нужно проверить исправность ульев и взять с собой пасечную стамеску, дымарь (накануне обязательно заправить), защитные сетки для лица и халаты, свежезамешанную глину, паклю для заделки щелей, воду.

Если при перевозке своевременно обнаружены повреждение и образовавшиеся в связи с этим щели и проёмы, то их нужно заделать паклей и замазать глиной. Если замечено, что из улья сочится мёд или пчёлы выбираются из своего домика в меду, то, скорее всего, он был повреждён при перевозке.

Прежде всего нужно открыть летки сверху и приподнять крышку, чтобы насекомые могли покинуть улей. Когда насекомые успокоятся, их разбирают, а также удаляют оборванные соты. Умерших особей удаляют. Домик для пчёл очищают от потекшего мёда и ремонтируют.

Соты, которые испорчены, заменяют на новые, обеспечивают корма, обустраивают гнёзда и закрывают сверху крышку. Летки не закрывают. На протяжении всех работ нужно иметь зажжённый дымарь, а также воспользоваться защитными сетками и халатами.

К перевозке пчёл надо отнестись ответственно, иначе можно лишиться пчелосемей. Надо правильно выбрать время и как следует подготовить ульи, при этом позаботиться о собственной безопасности и непредвиденных ситуациях.

Когда лучше перевозить пчел

Главным условием при перевозке пчел является их возможность после установки ульев на новом месте облететь близлежащие луга и леса. Поэтому, для того чтобы транспортировать пасеку, лучше выбирать время, когда пчелы активны, а не впадают в спячку. Идеальное время – начало весны и осени.

Если есть возможность спланировать время переезда, то лучше всего наметить его на период первых облетов пчел ранней весной. Для этого есть несколько причин:

  • небольшое количество пчел и расплода в ульях;
  • отсутствие тяжелых рамок с медом;
  • нет свежих, недавно отстроенных сот.

Менять место расположения пасеки или перевозить пчел после покупки можно любым видом транспорта, но чаще всего это делают, используя автомобильные прицепы или тележки.

Ранней весной и при перевозке пчел осенью температура внутри улья понижается, а значит, насекомые не будут испытывать дискомфорт. Нельзя перевозить пчел в жаркое время года и при высокой температуре воздуха. Лучше всего делать это ночью или в дождливую, пасмурную погоду. В жару пчелы могут погибнуть. А перевозка зимой в морозные дни будет спряжена с дополнительными хлопотами.

Читайте также:  Виды и преимущества медогонки Грановского

До какого срока можно перевозить пчёл

Пчелосемьи можно перевозить не ранее очистительного вылета весной. После него наступает самое лучшее время для перевозки ульев. Число особей в пчелосемье в это время минимально, соты не заполнены.

Свободное пространство способствует лучшей вентиляции и позволяет избежать перегрева, поэтому микроклимат в домике при транспортировке не слишком изменяется. В летнее время в ульях уже имеется много расплода и незрелого мёда, рамки не полностью заполненные. В жару насекомые могут запариться и погибнуть в отсутствие должной вентиляции.

Самым лучшим временем считается вечер и ночь или раннее утро, когда нет жары и пчёлы меньше реагируют на стресс. В вечернее время все насекомые уже завершают вылеты и находятся в домике. Весной и осенью, когда стоит пасмурная или дождливая погода, переезд делается в дневное время. Это можно осуществить, так как в такую погоду вряд ли насекомые покинут гнездо и вся пчелосемья находится дома.

Перевозки пчёл для медосбора завершают, когда подходит время зимовки и перед образованием клуба. Обычно эти насекомые собираются в клуб в октябре – ноябре. После этого не рекомендуется их перевозить. Соответственно, зимой перевозку осуществляют только в самом крайнем случае.

Кочевые павильоны

Кочевой павильон – специально оборудованный для транспортировки пчел прицеп грузового авто. Такое устройство позволяет мобильно и оперативно перевозить пчел с места на место.

Кочевые павильоны имеют и другие преимущества

  • комфортные и удобные условия для пчеловода;
  • формирование оптимальных условий для проживания пчел (чистота, минимальный уровень влаги, подходящая температура);
  • простой вывод маток;
  • отсутствие необходимости разбирать ульи для сборки меда;
  • защита от кражи;
  • комфортные условия для зимовки и разведения.

Главное преимущество кочевых павильонов – отсутствие необходимости в погрузке и разгрузке ульев. Несмотря на наличие плюсов, у подобного способа перевозки пчел имеются и минусы.

Список недостатков включает

  • малое пространство и количество света;
  • повышенную температуру в летнее время года;
  • низкий уровень облета маток;
  • злое и раздражительное поведение пчел;
  • большой размер денежных средств, необходимых для обустройства;
  • риск массовой заболеваемости пчел.

Недостаток света можно решить благодаря обустройству дополнительных окон и люков. Чтобы увеличить пространство в павильоне, следует использовать широкие и длинные прицепы. Для снижения температуры стены павильона и ульев необходимо покрасить в белый цвет, а в дне прицепа организовать вентиляцию.

Узнать подробнее об особенностях кочевого пчеловодства с использованием павильонов можно, посмотрев данное видео:

Нужно ли ежегодно вывозить пасеку

Транспортировка пчел сопровождается комплексом рисков. Кочевое пчеловодство рекомендуется организовывать только в случае полной уверенности в его окупаемости. Первый год даст понять, насколько данный способ разведения пчел выгоден.

Пробный вывоз пчел рекомендуется осуществлять весной, чтобы к лету понять, насколько сбор меда при помощи такой технологии рентабелен. Если он не окупится, с середины лета еще можно успеть восстановить финансовые потери.

Не всегда имеется необходимость в вывозе всей пасеки – можно периодически вывозить лишь часть ульев. Также не нужно выезжать на весь сезон – только в тот период, когда рядом нет медоносов.

Как пчёлы реагируют на переезд

При транспортировке медоносные насекомые проявляют беспокойство вследствие изменения привычной обстановки. Любые посторонние звуки (гул машины), тряска при езде, замкнутое пространство, — всё это заставляет их разнервничаться. В этом случае обменные процессы ускоряются, и потребность в кислороде возрастает во много раз. Они будут пытаться найти щель и вылететь наружу.

Возбуждённое состояние приводит к повышению температуры в улье, большему расходу мёда и повышению влажности. При высоких температурах соты могут оборваться и придавить собой обитателей улья, среди которых может оказаться и матка. В жаркую погоду без должной вентиляции пчёлы могут погибнуть вследствие запаривания.

Важные нюансы в организации

При соблюдении инструкции по разведению кочевого пчеловодства существует ряд нюансов, которые необходимо учитывать даже опытным пчеловодам:

  • перед перевозкой необходимо убедиться в целостности и прочности ульев;
  • чтобы обеспечить мягкость и тишину пчелам во время транспортировки, ульи нужно ставить так, чтобы они не бились друг о друга;
  • для простоты погрузки и разгрузки ульи следует заранее изготовлять из легких материалов;
  • крыши ульев должны быть прямыми и ровными, чтобы их можно было устанавливать друг на друга;
  • веревка и проволока поможет более надежно скрепить ульи;
  • рекомендованная дистанция для перевозки пчел составляет не более 30 километров;
  • придерживаясь санитарных норм, можно снизить риск заболеваемости пчел.

Кочевое пчеловодство – способ, позволяющий увеличить объем сбора меда в два раза. Транспортировка пчел сопровождается большим количеством рисков, поэтому она рекомендуется только опытным пчеловодам, готовым посвятить данному делу большую часть свободного времени.

Как изготовить тележку для перевозки своими руками

Тем, у кого нет возможности приобрести специальный прицеп или платформу, довольно просто можно соорудить тележку для перевозки ульев своими руками. Конструкция позволяет перевозить пчелиные домики по одному и больше в деревянном ящике. Подходит для небольшой дачной пасеки.

Для изготовления понадобится металлическая стальная рама и большие колеса. Если колеса будут маленького размера, перевозить тяжелый груз будет сложно.

К вертикальной основе рамы приваривают 2 ручки, которые по прибытию на место позволяют ровно установить улей прямо на тележке. В нижней части конструкции рядом с колесами по обеим сторонам приваривают вилку или 2 металлические трубки.

Перед транспортировкой тележку подкатывают к улью так, чтобы вилки зашли под днище домика, и он установился на конструкции. Таким образом, улей не придется лишний раз поднимать и переносить.

Если усилить ось и расширить площадь установки ульев, на такой тележке можно устанавливать несколько домиков, тем самым упростив труд по транспортировке пчелиной семьи к медоносам.

Как установить ульи на новом месте

После транспортировки по приезду на новую медоносную местность, пчелиные домики нужно расставить так, чтобы они не находились под палящим солнцем. Если поблизости нет деревьев и кустарников, то ульи следует прикрыть ветками или соорудить навесы.

После выгрузки, ульи накрывают крышками и открывают летки. При этом нельзя открывать сразу все летки в домике. Пчелы должны сориентироваться на местности и облететь ее. Поэтому летки открывают по очереди с разницей в несколько часов. Такой прием позволяет пчелам не только привыкнуть к новой местности, но и не смешаться семьям.

Распаковывать ульи и устанавливать рамки можно в день приезда на место, только если пчелы спокойны и не выражают агрессивности. В противном случае нужно дать им возможность облететься, успокоиться и только тогда заняться установкой рамок.

 

Оцените статью
[Total: Average: ]
Ссылка на основную публикацию